Виды этического знания. Основные направления этических исследований. Этика, ее предмет, виды, структура

Этика в филосфии

Виды этического знания. Основные направления этических исследований. Этика, ее предмет, виды, структура

Несмотря на то, что этика и философия могут показаться двумя совершенно разными областями знаний, обе науки изучают поведение людей с точки зрения нравственных и моральных принципов.

Этику называют практической философией, потому что она рассказывает изучающим, как следует жить, каким принципам следовать, какой морали придерживаться.

Этика в философии занимает важное место, отвечая на множество прикладных вопросов.

Рабочие термины и ключевые понятия

Этика – это философия, объединяющая воедино мораль, этос и нравственность. Ее цель – открыть для человека тайну морального бытия через воспитание в нем культуры общения.

Люди ограничены знаниями о табуированной морали, которая не всегда вызывает желание ей следовать. Нигилистическое отношение к морали приводит к поведенческой нереализованности личности.

В результате псевдоценности вытесняют мораль.

Этика обязана тем, что стала самостоятельной дисциплиной, Аристотелю. Он в 4 веке до нашей эры вывел этот термин, заключив его в область знаний между наукой о душе и наукой, изучающей искусство управлять обществом и государством – психологией и политикой.

Чтобы вести разговор об этой дисциплине, необходимо понимать значение следующих понятий:

  • этика – учение, рассказывающее о тех добродетелях, которые могут привести человека к счастью и благам;
  • мораль – наставление или вывод, сделанные с поучительной целью;
  • нравственность – путь освоения людьми мира, основанный на духовно-практических знаниях.

Из названных определений становится понятным, что нельзя объединять эти термины или принимать их за синонимы. Они не были таковыми с момента, когда зародились философия и этика, связь между которыми существует и по сей день.

Понимание категорий добродетели и долга менялось по мере развития человечества. В эпоху Средних веков добродетели были связаны с соблюдением божьих законов и познанием Божественного. Если во времена античности человек должен был быть наделен мудростью, благоразумием, щедростью и справедливостью, то в Средние века список качеств сокращается до способности к надежде, вере и любви.

Во время Возрождения, распространение получает принцип гуманизма. Позже Иммануил Кант в своих этических произведениях делает основополагающей категорию долга, заявляя, что человек должен поступать так, чтобы воля смогла лечь в основу законодательства для всех остальных людей.

В XX веке появилась прикладная этика, ставшая новым этапом этического знания. Она призывает людей к освоению ценностно-культурных мировых богатств, гуманистических принципов, возможностей совершенствовать духовную и практическую стороны бытия.

Этика как отрасль философского знания

Будучи отраслью философского знания, этика подразделяется на два раздела:

  1. практическая;
  2. теоретическая.

Первая является кодексом правил и норм, которыми человек должен руководствоваться, чтобы правильно жить в обществе. Вторая изучает философско-религиозные вопросы, объединяет научную информацию.

Благодаря рассуждениям и выводам, которые основываются на принципе логичности, этика стала научной дисциплиной.

Но, несмотря на это, этику также можно отнести к философии на основании проблем, которые она рассматривает.

Помимо этики, к философским дисциплинам относятся:

  • гносеология;
  • онтология;
  • эстетика.

Перечисленные отрасли охватывают различные темы в зависимости от историко-культурных и иных особенностей изучаемого вопроса.

Вопросы, подпадающие под компетенцию этики, относятся к онтологии теории познания.

С помощью онтологических и гносеологических догм, этика показывает, что нравственные ценности существуют в реальности и что каждый человек может изучить их и вписать в свою картину мира.

Относясь к философии, этика большей частью является теоретической дисциплиной, которая объединяет мораль с нравственными отношениями и высшими устремлениями каждого из людей. Она представляет собой нормативную и практическую части философского знания.

Производя не только информацию и знания, которые можно изучить, но и духовные ценности, проявляемые в реальной жизни, она становится основой деятельности человека и задает ей вектор, указывает на добродетели, к которым следует стремиться в течение жизни.

Особенность этики в том, что объект ее изучения – не то происходящее, что в реальности окружает нас, а то должное, что происходит в соответствии с нравственными и духовными ценностями. Поэтому, ее можно отнести к философским дисциплинам, изучающим не только ценности человеческой жизни, но и то, как поступки и действия людей соответствуют моральным нормам.

Этика как предмет профессиологического анализа

Межличностные отношения и взаимоотношения человека с окружающим миром – главный предмет анализа этики.

Через это она придает морали осмысленность, занимается исследованием ее сущности, природы, механизмов возникновения и развития, структуры и функций.

Этика рассказывает о том, как мораль проявляется во время различной деятельности. Мораль выступает в качестве формы индивидуального и общественного сознания.

Наука ставит в центр человека, который является обособленной единицей бытия, уникальной личностью, которая может совершенствовать себя и регулировать, реализовывать свои желания и цели.

Во внешнем поле находится социальная реальность, содержащая нормы, правила, юридические законы и другие требования по отношению к каждой личности.

Эти правила и предписания оказывают влияние на то, как человек себя ведет, какой деятельностью занимается, чем наполняет свою духовную жизнь.

Этика изучает, как человек реализует свободу своей воли через различные виды деятельности, в том числе через профессию. Науку интересует то, на какие безусловные моральные ценности опирается человек, а не его практические или утилитарные мотивы. Помимо изучения морали и ее интерпретаций, этика стимулирует ее продвижение, изменение.

Особенную актуальность приобретает этика в наши дни, когда мир находится в непростой политической ситуации, а Россия переживает исторически сложный период. Ученые-философы сигнализируют, что видят наибольшую проблему не в политическом или экономическом крахе, которые могут произойти, а в том, что реальность может разрушительно влиять на личность.

Все больше предпосылок появляется, чтобы современники делали выбор в пользу материального, а не духовного.

Представления о том, что такое милосердие, доброта, великодушие, справедливость и даже патриотизм стираются или претерпевают значительные изменения.

Рост агрессии в обществе ведет к росту преступности среди детей и подростков. Молодежь часто обнаруживает духовную, волевую и эмоциональную незрелость.

Этика говорит о необходимости возврата к исторической преемственности поколений, которая позволяла воспитывать детей, приводя им в пример великих людей, которые уже умерли.

Это позволило бы людям с молодого возраста знать, на какие столпы опираться при решении проблем и сложных жизненных ситуаций.

Тогда в дальнейшем, приобретая власть и способность влиять на важные экономические, политические и духовные процессы, люди будут использовать мораль при решении конфликтов любого характера.

Объект и предмет этики как практической философии

Этика – учение, изучающая с практический точки зрения нравственность и мораль, включая их возникновение, особенности и закономерности, в соответствии с которыми они развиваются. Объектом изучения выступают нравственность и мораль, а предметом – их сущностные характеристики и специфика.

Такая дисциплина выполняет роль методологии для прочих наук, которые заняты изучением конкретных нравственных и моральных проблем.

Будучи практической философией, этика нашла свое применение в первую очередь в профессиональной среде. Она объясняет, почему специалист должен действовать тем или иным образом, руководствуясь внутренними принципами. Во многих университетах при обучении на различные специальности студенты изучают такой предмет, как «профессиональная этика». Ее объектами становятся:

  • отношения внутри рабочих коллективов;
  • отношение работников к своему труду, коллегам и клиентам;
  • нравственные устои;
  • профессиональное воспитание будущих профессионалов.

Нормы профессиональной этики начали свое становление еще в раннем рабовладельческом обществе – в период, когда появились профессии, которым обучали массово: лекари, наставники, политические деятели, писари, работники религиозных учреждений. Часть профессий имеет более раннее происхождение и своды правил, характерные именно для них: например, «Клятва Гиппократа», которую дают медики.

Современная этика учитывает дифференциацию, возникающую при развитии норм профессиональной морали, а также объединение этих норм в специальностях, схожих функционально.

Наука учитывает наличие общей модели хозяйствования, единой для всех стран, методы современных коммуникаций, необходимость в кооперации для производства высокотехнологичных товаров и качественных услуг, а также техногенную опасность, нависшую над людьми и миром.

Нравственные требования в современных реалиях существуют для каждой профессии.

Структура и актуальные этические проблемы

Как философская дисциплина, этика имеет собственную структуру. В нее включены:

  • история дисциплины;
  • теоретико-методологические данные о самых абстрактных этических проблемах;
  • описание исторических типов морали, или ее генеалогия;
  • социология морали, которая рассказывает о практической роли нравственных понятий в общественной жизни и жизни личности;
  • психология нравственности и морали;
  • праксиология – прикладная разновидность данной дисциплины;
  • педагогическая этика – наука о морально-нравственном воспитании.

Самостоятельный статус этики в философии и его обоснование – это большая теоретическая проблема, которая стоит перед философами и учеными и поныне. Нередко ее относят к философским теориям или гуманитарным наукам.

То, что этика является философской дисциплиной, очевидно из того, что первая представляет собой цель, необходимую для философского мышления. Она учит, как сформулировать и достигать цели в жизни, в чем ценность жизни.

Поскольку этика является практической философией, изучение ее крайне важно.

Каждый человек к зрелому возрасту располагает системой ценностей и взглядов на мир, но, когда речь заходит о вынесении оценки в области профессиональной или политической жизни, необходимо умение точно разбираться в ситуации и не быть субъективным. Специалисты в области прикладной этики крайне нужны в таких областях, как:

  • проведение этико-прикладных исследований;
  • организация деловых отношений;
  • арт-бизнес;
  • эстетика;
  • обучение культуре управления;
  • биоэтика;
  • этикет.

цель, которую имеет под собой изучение данной дисциплины – вызвать в человеке желание освоить ценностное, теоретическое и культурное многообразие этой науки. Она должна стать сердцевиной как общественной, так и личностной жизнеорганизации.

Актуальные этические проблемы

Несмотря на то, что мы привыкли считать современное общество достаточно развитым, оно не только имеет многие этические проблемы, которые отмечали философы, стоящие у истоков этой дисциплины, но и породило новые. Последние имеют взаимосвязь с информационным, техническим и экономическим развитием общества и происходящими в нем политическими процессами.

Одна из основных проблем, стоящих особенно остро – это неравномерность распределения ресурсов на планете. В то время как демографический взрыв характерен для одних стран, мировые ресурсы находятся во власти других государств. Меняются ценности людей, растет склонность заменять духовную сферу вещизмом. Само понимание смысла жизни человека изменяется.

Современные этические проблемы таковы:

  • терроризм, являющийся следствием глобализации;
  • создание общей основы для развития разных культур – идеи ненасилия и демократизации общества;
  • виртуализация процессов коммуникации;
  • проблема информационной безопасности.

Эти проблемы подводят человека к одному: готовности сделать правильный моральный выбор для гармоничного сосуществования с обществом и собой.

Этика – наука, изучение которой важно в наше время. Зародившаяся много столетий назад, она способна пролить свет на проблемы мира и человеческой души, научить следовать моральному закону и соблюдать нравственные принципы.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/prakticheskaya.html

Структура этического знания

Виды этического знания. Основные направления этических исследований. Этика, ее предмет, виды, структура

Переченьконтрольных вопросов

Юридическаяэтика— это вид профессиональнойэтики,представляющий собой совокупностьправил поведения работников юридическойпрофессии, обеспечивающих нравственныйхарактер их трудовой деятельности ивнеслужебного поведения, а также научнаядисциплина, изучающая спецификуреализации требований морали в этойобласти.

Профессиональнаяэтика юристапредставляет собой совокупностьнравственных представлений и установок,находящих своё проявление в поведениипредставителей определённой социальнойгруппы общества – юристов,обусловленных их принадлежностью кданной профессии. Причём, наряду с общиминормами моральных отношений в любойпрофессиональнойдеятельности, юридическая этикаформулирует дополнительные требованияи нормы, вытекающие из качественногосвоеобразия профессии юриста.

Этика- философская наука, объектом изучениякоторой является мораль. Термин «этика»происходит от греческого слова «ethos»(впервые употребляется Аристотелем),что означает – совместное жилище. Термин«мораль» имеет латинское происхождение:«moralitas» и обозначает – характер, обычай,нрав.

Возникновение этики как специальнойдисциплины связано с именем Аристотеля,который впервые употребил этот термини написал 3 работы по этике, наиболееизвестной из которых является «Никомаховаэтика».

этика- это особое гуманитарное учение,предметом которого является мораль(нравственность), а центральной nроблемой- Добро и Зло

  Этикаизучает генезис, сущность, спецификуморали; раскрывает ее место и роль вжизни общества, выявляет механизмынравственного регулирования человеческойжизнедеятельности, критерии нравственногопрогресса, рассматривает структурунравственного сознания общества иличности, анализирует содержание исмысл таких категорий, как добро и зло,справедливость, долг, честь, совесть,свобода и ответственность, счастье,смысл жизни.       

  Задачиэтики:

     1)описывать мораль – ее историю, еесегодняшние нормы, принципы и идеалы -то, что принято называть нравственнойкультурой общества;

      2)объяснять мораль – пытаться дать анализсущности морали в ее “должном” и”сущем” вариантах;

     3)учить морали – давать людям необходимыезнания о добре и зле, способствуясамосовершенствованию человека ивыработке им собственной стратегии”правильной жизни”

Такимобразом, этика решает вопросы о природеи происхождении морали, ее историческомразвитии, выясняет место морали в системеобщественных отношений и особенностиее функционировании в обществе.

Преждевсего в системе этического знания можновыделить два блока: теоретическая иприкладная этика. Теоретическая этикаизучает мораль, ее природу, сущность,происхождение.

Прикладная исследуетразличные моральные ситуации и проблемысовременного общества.

Профессиональнаяэтика изучает особенности профессиональногоповедения, а также конкретизируетобщечеловеческие принципы моралиприменительно к конкретным видампрофессиональной деятельности:юридической, педагогической, медицинскойи др.

2. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»

Этимологическитермины «этика», «мораль» и «нравственность»возникли в разных языках и в разноевремя, но означающие единое понятие -«нрав», «обычай».

В ходе употребленияэтих терминов слово «этика» сталообозначать науку о морали и нравственности,а слова «мораль» и «нравственность»стали обозначать предмет исследованияэтики как науки. В обычном словоупотребленииэти три слова могут употребляться кактождественные.

Например, говорят обэтике учителя, имея в виду егонравственность, то есть выполнение имопределенных моральных требований инорм. Вместо выражения «моральные нормы»употребляется выражение «этическиенормы».

Насоотношение содержания слов «мораль»и «нравственность» существует две точкизрения, первая из которых считаетсодержание этих слов тождественным, авторая – полагает, что они имеют различноесодержание. Известно, что немецкийфилософ Г. В. Ф. Гегель (1770–1831 гг.

) разделялсодержание терминов «моральность» и«нравственность». В содержании моральностион видит такие понятия как умысел ивина, намерение и благо, добро и совесть,а в содержание нравственности он включаетособенности трех компонентов: семьи,гражданского общества и государства.(См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права.М.

,1990, с. 154–178). Под понятием «моральность»Гегель имел в виду сферу морали, а подпонятием «нравственность» — то, чтосейчас определяется как социально-политическаясфера общества.

Среди современныхавторов некоторые из них разделяютсодержание терминов «мораль» и«нравственность», считая, что мораль– это сфера должного, того, как нужноделать, как следует поступать, анравственность — это сфера сущего,система реализованного моральногосознания, область практических нравов,осуществление морали в конкретныхпоступках людей. Многие авторы считаютмораль и нравственность как тождественныепонятия, как термины, имеющие одинаковоесодержание, а этику полагают как наукуо морали и нравственности.

3. Природа и исторические формы нравственности (коллективистская, сословная, индивидуалистическая)

Принципколлективизма (общинности)

Длятрадиционной морали общность,а не личность является безусловнойценностью.Индивид здесь отождествляет своиинтересы с благополучием социальнойгруппы. Нравственныйстатус группы переносится на индивида,т.е.

принадлежность к славному роду,семье, стране, профессии делает человекаболее значимым в нравственном отношении.В то же время заслугииндивида приписываются группе,достижения одного вызывают у всегообщества гордость и чувство причастностик его деяниям.

Человек всегда долженпомнить, что по нему будут судить одобродетелях и пороках всей группы, апотому позорить ее своим поведениемнедопустимо.

Единствои взаимность в сообществе поддерживалисьпо золотомуправилу нравственности:

  • чего себе не хочешь, того другим не делай (негативная формулировка);
  • относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе (позитивная формулировка).

Индивидуалистическаяэтика, согласно которой задача личностисостоит в максимальном самораскрытиисвоих возможностей. В большинствеэтических учений подразумевалось, чтотакое самораскрытие идет на благополиса, индивидуальная этика находиласьв гармонии с социальной.

Социальнаяструктура феодального обществапредставляла собой пирамиду сословийсо своими наборами прав и обязанностей,грехов и добродетелей. Согласно моральнойиерархии этого общества существуютлюди благородные и люди подлого рождения.Задачаличности – знать свое место в иерархиии выполнять обязанности, подобающиесвоему социальному статусу.

Отношения между сословиямистроились по патриархальному принципу«отцы»и «дети»:низшие должны почитать высших, а высшие– заботиться о низших. Такие взаимныеобязанности способствовали моральнойсплоченности средневековогообщества.

Типичным примером сословногонравственного образца являетсянравственныйкодекс рыцаря,в котором сочетались традиционные,христианские и сословные черты. Рыцарьдолжен быть:

хорошегорода («благородным»); верным своемугосподину; верным данному слову (обету);храбрым; благородным в бою (этомуспособствовали правила проведенияпоединков); щедрым.

Степеньсоответствия рыцарского образцахристианским ценностям относительна.Рыцарь не мыслил простолюдина в качестве«ближнего», упомянутые добродетели онпроявлял лишь по отношению к людямсвоего сословия. Убийства и грабежи небыли чужды военному делу.

Но в тойстепени, в какой рыцарь был набожен,выступал как «воин Христов», он былхристианином своего времени.

Тем более,что средневековье трактовало христианскиеистины не столько как нормы милосердия,сколько как ценности, приверженностькоторым позволит побеждать своих враговна поле битвы.

4.Нравственность как реальность: поведение,нравы, отношения.

Нравыи обычаи – это устойчиво проявляющиесяв поступках людей нормы поведения,соответствующие требованиям определенногообщества. Они составляют традиционныйпорядок поведения, характерный длямассы людей данного общества, данногокласса.

Под нравами и обычаями принятопонимать не только указанные нормыповедения людей, но также устойчивые,характерные для данного народа формыили особенности его быта и общения:национальная кухня, жилище, приветствияи одежда, праздники и многое другое.

Конкретныйчеловек всегда находится в состояниявыбора приоритетов целей, мотивов,потребностей, учитывая ожидания каксобственные, так и субъектов внешнейсреды. От структуры этих приоритетовзависит поведение человека.

Имеется лиу него приоритет социальных мотивовперед личными или хотя бы внимание кинтересам общества, коллектива, другихлюдей — от этого зависит и отношениеобщества к нему, и оценка результатовего деятельности.

Посмотрим, как то жепонятие поведения трактуется в «Словарепо этике»*:             

Поведение—совокупность поступков, совершаемых вотносительно продолжительный периодв постоянных или меняющихся условиях.Поведение охватывает все поступкицеликом и позволяет дать им моральнуюоценку, независимо от таких локальныхпоказателей, как намерения, побужденияи др., т. е.

поведение дает больше основанийдля нравственной оценки человека, чемпоступок, мотив, средство, цель, посколькуповедение — это система, это относительноустойчивое явление. К.

Маркс считал, чтоповедение — единственный объективныйпоказатель нравственного обликачеловека, его моральных качеств, в томчисле мотивов.

Источник: https://studfile.net/preview/5551685/

Этика как наука: определение, предмет этики, объект и задачи. Предметом этики является..

Виды этического знания. Основные направления этических исследований. Этика, ее предмет, виды, структура

Изучением поведения людей и их взаимоотношений друг с другом занимались еще философы древности. Уже тогда появилось такое понятие, как этос (“ethos” на древнегреческом языке), означающее совместное проживание в доме. Позже им стали обозначать устойчивое явление или признак, например характер, обычай.

Предмет этики как философской категории впервые применил Аристотель, придав ему значение человеческих добродетелей.

История возникновения этики

Уже 2500 лет назад великие философы определили основные черты характера человека, его темперамента и душевных качеств, которые называли этическими добродетелями. Цицерон, ознакомившись с работами Аристотеля, ввел новый термин «мораль», которому придал то же значение.

Последующее развитие философии привело к тому, что в ней выделилась отдельная дисциплина – этика. Предмет (определение), изучаемый этой наукой, – мораль и нравственность.

Достаточно долгое время этим категориям придавали одинаковые значения, но некоторые философы их отличали.

Например, Гегель считал, что мораль – это субъективное восприятие поступков, а нравственность – сами поступки и их объективная природа.

В зависимости от исторических процессов, происходящих в мире, и изменений в социальном развитии общества, предмет этики постоянно менял свое значение и содержание. То, что было присуще первобытным людям, становилось несвойственно жителям античного периода, а их этические нормы подвергались критике средневековых философов.

Доантичная этика

Задолго до того, как сформировался предмет этики как науки, существовал длительный период, который принято называть «предэтикой».

Одним из самых ярких представителей того времени можно назвать Гомера, герои которого обладали набором положительных и отрицательных качеств. Но общая концепция, какие поступки относятся к добродетели, а какие нет, у него еще не сформировалась. Ни «Одиссея», ни «Илиада» не имеют поучительного характера, а являются просто повествованием о событиях, людях, героях и богах, живших в то время.

Впервые основные человеческие ценности как мерило этической добродетели были озвучены в произведениях Гесиода, жившего в начале классового разделения общества. Основными качествами человека он считал честный труд, справедливость и законность действий как основу того, что ведет к сохранению и приумножению собственности.

Первыми постулатами нравственности и морали стали высказывания пяти мудрецов древности:

  1. уважай старших (Хилон);
  2. избегай неправды (Клеобул);
  3. богам слава, а родителям почет (Солон);
  4. соблюдай меру (Фалес);
  5. усмиряй гнев (Хилон);
  6. распущенность – это изъян (Фалес).

Данные критерии требовали от людей определенного поведения, а потому стали первыми моральными нормами для людей того времени. Этика как наука, предмет и задачи которой – это изучение человека и его качеств, в этот период только зарождалась.

Софисты и античные мудрецы

С 5 века до нашей эры во многих странах началось стремительное развитие наук, искусств и архитектуры. Еще никогда до этого времени не рождалось такого большого количества философов, образовывались различные школы и течения, уделявшие большое внимание проблемам человека, его духовным и моральным качествам.

Наиболее значимой в то время была философия Древней Греции, представленная двумя направлениями:

  1. Аморалисты и софисты, которые отрицали создание обязательных для всех нравственных требований. Например, софист Протагор считал, что предмет и объект этики – мораль, категория непостоянная, меняющаяся под влиянием времени. Она относится к разряду относительного, так как у каждого народа в определенный период времени свои нравственные устои.
  2. Им противостояли такие великие умы, как Сократ, Платон, Аристотель, создавший предмет этики как науки о морали и Эпикур. Они считали, что в основе добродетели лежит гармония между разумом и эмоциями. По их мнению, она не была дана богами, а значит, является инструментом, позволяющим отделять добрые поступки от злых.

Именно Аристотель в своем труде «Этика» разделил нравственные качества человека на 2 вида:

  • этический, то есть связанный с нравом и темпераментом;
  • дианоэтический – относящийся к умственному развитию человека и умению воздействовать на страсти с помощью разума.

По мнению Аристотеля, предметом этики является 3 учения – о высшем благе, о добродетелях в целом и в частном, а объектом изучения – человек. Именно он ввел в обод, что нравственность (этика) – это приобретенные свойства души. Им была разработана концепция добродетельного человека.

Эпикур и стоики

В противовес Аристотелю Эпикур выдвинул свою гипотезу морали, по которой счастливой и добродетельной является только та жизнь, которая ведет к удовлетворению основных потребностей и желаний, ибо они легко достигаются, а значит, делают человека безмятежным и всем довольным.

Самый глубокий след после Аристотеля в развитии этики оставили стоики. Они считали, что все добродетели (добро и зло) заложены в человеке так же, как и в окружающем мире. Цель людей – развивать в себе качества, соотносящиеся с добром, и устранять злое начало. Самыми яркими представителями стоиков был Зенон в Греции, Сенека и Марк Аврелий в Риме.

Средневековая этика

В этот период предметом этики является продвижение христианских догматов, так как миром стала править религиозная мораль. Высшая цель человека в средневековую эпоху – это служение Богу, которая трактовалась через учение Христа о любви к нему.

Если античные философы считали, что добродетели – это свойство любого человека и его задача их приумножать на стороне добра, чтобы быть в гармонии с собой и миром, то с развитием христианства они стали божественной милостью, которой Творец наделяет людей или нет.

Самыми известными философами того времени являются Августин Блаженный и Фома Аквинский. По мнению первого, заповеди изначально совершенны, так как они исходили от Бога.

Тот, кто живет по ним и славит Творца, попадет к нему на небеса, а остальным уготован ад. Также Августин Блаженный утверждал, что такой категории, как зло, в природе не существует.

Его совершают люди и ангелы, отвернувшиеся от Создателя ради собственного бытия.

Фома Аквинский пошел еще дальше, объявив, что блаженство при жизни невозможно – оно является основой загробного мира. Таким образом, предмет этики в эпоху средневековья утратил связь с человеком и его качествами, уступив место церковным представлениям о мире и месте в нем людей.

Новая этика

Новый виток развития философии и этики начинается с отрицания морали как божественной воли, данной человеку в десяти заповедях. Например, Спиноза утверждал, что Творец – это природа, причина всего сущего, действующая по своим законам.

Он считал, что в окружающем мире нет абсолютного добра и зла, есть только ситуации, в которых человек поступает тем или иным образом.

Именно понимание того, что полезно, а что вредно для сохранения жизни, определяет природу людей и их нравственные качества.

По мнению Спинозы, предмет и задачи этики – изучение человеческих недостатков и добродетелей в процессе поиска счастья, причем в их основе лежит стремление к самосохранению.

Иммануил Кант, напротив, считал, что ядром всего является свободная воля, которая является частью морального долга. Его первый закон нравственности гласит: «Поступай так, чтобы всегда в себе и других признавать разумную волю не средством для достижения, а целью».

Изначально заложенное в человеке зло (эгоизм) является центром всех поступков и целей. Чтобы подняться над ним, люди должны проявлять полное уважение как к своей, так и к чужой личности. Именно Кант раскрыл предмет этики кратко и доступно как философскую науку, стоявшую обособленно от других ее видов, создав формулы этических взглядов на мир, государство и политику.

Современная этика

В 20 веке предметом этики как науки является мораль, основанная на ненасилии и благоговении перед жизнью. Проявление добра начало рассматриваться с позиции неумножения зла. Особенно хорошо эту сторону этического восприятия мира через призму блага раскрыл Лев Толстой.

Насилие порождает насилие и преумножает страдания и боль – это основной мотив данной этики. Ее также придерживался М. Ганди, который стремился сделать Индию свободной без применения насилия. По его мнению, любовь – самое сильное оружие, действующее с такой же силой и точностью, как и основные законы природы, например, гравитация.

В наше время многие страны пришли к пониманию, что этика ненасилия дает более действенные результаты при разрешении конфликтов, хотя пассивной ее назвать нельзя. У нее две формы протеста: несотрудничество и гражданское неповиновение.

Этические ценности

Одной из основ современных нравственных ценностей является философия Альберта Швейцера – основоположника этики благоговения перед жизнью. Его концепция заключалась в уважении к любой жизни без деления ее на полезную, высшую или низшую, ценную или никчемную.

При этом он признавал, что в силу обстоятельств люди могут сохранять себе жизнь, забирая чужую. В основе его философии сознательный выбор человека в сторону оберегания жизни, если ситуация это позволяет, а не бездумное ее отнятие. Главными критериями недопущения зла Швейцер считал самоотречение, прощение и служение людям.

В современном мире этика как наука не диктует правила поведения, а изучает и систематизирует единые идеалы и нормы, общее понимание морали и ее значение в жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Понятие нравственности

Мораль (нравственность) – это социокультурное явление, образующее основополагающую сущность человечества. Вся деятельность людей основана на этических нормах, признанных в том обществе, в котором они проживают.

Знания моральных правил и этики поведения помогают индивидуумам адаптироваться среди других. Нравственность – это также показатель степени ответственности человека за свои поступки.

Этические и духовные качества воспитываются с детства. Из теории, благодаря правильным поступкам по отношению к другим, они становятся практической и повседневной стороной человеческого бытия, а их нарушение порицается общественностью.

Задачи этики

Так как этика изучает сущность морали и ее место в жизни общества, она решает следующие задачи:

  • описывает мораль начиная с истории формирования в древности до принципов и норм, свойственных современному обществу;
  • дает характеристику морали с позиции ее «должного» и «сущего» варианта;
  • обучает людей основным моральным принципам, дает знания о добре и зле, помогает самосовершенствоваться при выборе собственного понимания «правильной жизни».

Благодаря этой науке, этическая оценка поступков людей и их отношений строится с ориентацией на понимание, достигается добро или зло.

Виды этики

В современном обществе деятельность людей в многочисленных сферах жизни очень тесно связана, поэтому предмет этики рассматривает и изучает различные ее виды:

  • семейная этика занимается взаимоотношением людей в браке;
  • деловая этика – нормы и правила ведения бизнеса;
  • корпоративная изучает взаимоотношения в коллективе;
  • профессиональная этика обучает и изучает поведение людей на их рабочем месте.

Сегодня многие страны внедряют этические законы, касающиеся смертной казни, эвтаназии и пересадки донорских органов. Так как человеческое общество продолжает развиваться, вместе с ним видоизменяется и этика.

Источник: https://FB.ru/article/253186/etika-kak-nauka-opredelenie-predmet-etiki-obyekt-i-zadachi-predmetom-etiki-yavlyaetsya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.