Шероховатая поверхностная обработка дорог. Шероховатая поверхностная обработка Различную поверхностную обработку а также

Одм методические рекомендации по устройству одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня

Шероховатая поверхностная обработка дорог. Шероховатая поверхностная обработка Различную поверхностную обработку а также

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

(РОСАВТОДОР)

ОТРАСЛЕВАЯ ДОРОЖНАЯ МЕТОДИКА

Утверждено

распоряжением

Росавтодора № ОС-432-р

от 26.10.2001

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРОЙСТВУ ОДИНОЧНОЙ ШЕРОХОВАТОЙ ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ ТЕХНИКОЙ С

СИНХРОННЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ БИТУМА И ЩЕБНЯ

Москва 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . 11. Область применения . 22. Нормативные ссылки . 23. Термины и определения . 34. Требования к материалам для устройства одиночной шероховатой поверхностной обработки . 35. Типы шероховатых поверхностей. Рекомендуемые размеры фракции щебня . 66. Технологические требования и устройство одиночной шероховатой поверхностной обработки . 67. Контроль качества . 108. Охрана труда и техника безопасности . 13Приложение А Последовательность оценки адгезии между щебнем и вяжущим .. 14Приложение Б Оценка твердости дорожного покрытия твердомером динамическим ТД 2 . 15Приложение В Методика определения средней глубины впадин шероховатой поверхностной обработки методом “песчаного пятна” . 18Приложение Г Порядок определения уточненной и средней нормы расхода щебня (метод “мерной коробки”) 19Приложение Д Описание и технические характеристики машин для устройства шероховатой поверхностной обработки типа Чипсилер . 21Приложение Е Порядок определения средней нормы расхода и равномерности распределения вяжущего но ширине . 23Приложение Ж Порядок определения равномерности распределения щебня по ширине при устройстве шероховатой поверхностной обработки (метод “мерного шаблона”) 25Приложение И Пример выбора ширины распределения материалов за один проход машинами типа Чипсилер, в зависимости от ширины асфальтобетонного покрытия . 27Приложение К Пример технологической схемы устройства шероховатой поверхностной обработки машиной типа Чипсилер – 26 с загрузкой щебня ленточным погрузчиком .. 28Приложение Л Журнал производства работ (при устройстве шероховатой поверхностной обработки) 29

Предисловие

1.

Отраслевой дорожный методический документ “Методические рекомендации по устройству одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня” (далее Рекомендации) разработаны специалистами Федерального государственного унитарного предприятия Саратовского научно-производственного центра “Росдортех”: канд. техн. наук Жилиным С.Н., канд. техн. наук Фадеевым С.С., инж. Крафтом В.Э. с участием академика Академии Транспорта России, профессора, докт. техн. наук Каримова Б.Б. и инж. Ганиева А.А. (Московский государственный технический университет – МАДИ).

2. Внесены Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора.

3. Утверждены и введены в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства РФ (Росавтодора) от 26 10 2001 г. № ОС-432-р.

4. Соответствуют ГОСТ Р1.5-92 “Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов”.

5. Введены впервые.

6. В настоящем отраслевом дорожном методическом документе реализованы нормы закона Российской Федерации “О стандартизации”.

Все большее применение в Российской Федерации и других странах СНГ находит технология устройства одиночной шероховатой поверхностной обработки с одновременным распределением вяжущего и каменного материала машинами типа Чипсилер.

По сравнению с традиционной технологией, заключающейся в последовательном выполнении разделенных во времени операций по розливу вяжущего автогудронатором и россыпи щебня щебнераспределителем, новая технология имеет ряд преимуществ: высокая производительность, улучшенное качество работ и повышенный срок службы поверхностной обработки за счет применения синхронного распределения вяжущего и щебня.

Рекомендации обобщают научные исследования и опыт работ по устройству одиночной шероховатой поверхностной обработки машинами производства фирмы SECMAIR и ФГУП СНПЦ РОСДОРТЕХ в Саратовской, Свердловской, Астраханской областях, республике Татарстан, а также республиках Средней Азии.

Настоящий отраслевой дорожный методический документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Росавтодора.

1. Область применения

1.

1 Настоящие Рекомендации распространяются на технологию устройства одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня, определяют рекомендуемые нормы расхода битума и щебня с учетом эксплуатационного состояния покрытия и климатических условий, а также порядок контроля качества работ.

1.

2 Рекомендации содержат требования к материалам, организации производства работ и технологию одиночной шероховатой поверхностной обработки, порядок определения: средней нормы расхода и равномерности распределения вяжущего по ширине, средней нормы расхода щебня методом “мерной коробки” и равномерности его распределения по ширине методом “мерного шаблона”, требования к охране труда и технике безопасности.

1.

3 Рекомендации предназначаются для практического использования организациями, осуществляющими устройство одиночной шероховатой поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и вяжущего на дорогах с асфальтобетонными покрытиями всех технических категорий во П, III и IV дорожно-климатических зонах.

1.

4 Рекомендации направлены на широкое применение прогрессивной ресурсосберегающей технологии устройства поверхностной обработки высокопроизводительной техникой, предназначенной для снижения расхода материалов и повышения качества шероховатой поверхности, за счет синхронного и равномерного распределения битума и щебня.

2. Нормативные ссылки

В настоящих Рекомендациях использованы ссылки на следующие нормативные документы:

1.

ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.

2. ГОСТ 8269.0-97. Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний.

3. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

4. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

5. ГОСТ 28478-90. Вещества поверхностно-активные. Определение содержания неорганического сульфата. Титриметрический метод.

6. ГОСТ 9128-97. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.

7. ОСТ 218.010-98. Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия.

Источник: https://znaytovar.ru/gost/2/odmmetodicheskie_rekomendacii.html

Поверхностная обработка дорог: технологический процесс

Шероховатая поверхностная обработка дорог. Шероховатая поверхностная обработка Различную поверхностную обработку а также

Поверхностная обработка дорог – это технологический процесс с целью обеспечить шероховатость, водонепроницаемость, износостойкость и плотность покрытий.

Поверхностные обработки используются:

  • либо как профилактический слой, который закрывает и предохраняет в плохую погоду основные конструктивные слои дорожных покрытий от преждевременного разрушения;
  • либо как слой износа, подверженный стиранию в процессе движения, предохраняя наилучшим образом структуру дороги. Такому слою требуется только периодическое обновление для придания структуре дороги ее первоначальных качеств;
  • либо как верхний слой дорожного покрытия с характеристиками шероховатости, обеспечивающими сцепление и хорошее дренирование поверхностных вод, приводящими к значительному понижению порога аквапланирования и создающими, благодаря повышенному удельному давлению, хорошее сопротивление формированию гололеда.

Стоимость

Кроме технических преимуществ, поверхностные обработки имеют достаточно конкурентоспособную стоимость по сравнению с комплексом верхних слоев дорожных одежд, используемых в этих случаях.

Существует много различных способов устройства поверхностных обработок, из которых в настоящей статье рассматривается лишь один – использование для этой цели фракционного щебня и различных органических вяжущих, в том числе эмульгированных.

Соблюдение требований

Чтобы создать поверхностную обработку, соответствующую представленным требованиям, необходимо при ее устройстве соблюдать несколько принципиальных положений:

  • использовать вяжущее, которое прочно и надолго соединяется с поверхностью покрытия или основания. Это соединение называется парой «вяжущее – основа»;
  • каменный материал должен быть прикреплен к покрытию или основанию, а каждая щебенка должна быть прочно соединена с соседними. Это взаимодействие называют парой «вяжущее – щебень»;
  • количество вяжущего должно быть достаточным, чтобы покрыть пленкой каждую щебенку на необходимую высоту и заполнить все микротрещины покрытия, но не быть избыточным, чтобы не выступать на поверхность щебеночного слоя. Это основной принцип дозировки и распределения вяжущего;
  • каменный материал должен быть чистым, обладать высокими физико-механическими свойствами (прочностью, морозостойкостью, сопротивлением истиранию и др.), иметь определенные формы и размеры. Это основные требования к каменным материалам;
  • количество каменного материала должно быть достаточным, чтобы создать нужную структуру поверхности, но не быть излишним, чтобы избежать необходимости удаления его. Это принцип дозировки и распределения каменного материала;
  • каждая щебенка должна занять наиболее стабильное положение, а все вместе должнысоздавать сплошной монолитный слой с шероховатой поверхностью. Это основной принцип уплотнения. Таковы основные принципы обеспечения высокого качества поверхностной обработки. Кроме того, есть ряд дополнительных условий:
  • все работы по устройству поверхностной обработки должны быть выполнены в наиболее благоприятных условиях погоды. Это принцип назначения сроков выполнения работ;
  • до начала работ должны быть решены все организационные вопросы, касающиеся поставки материалов, подготовки машин и оборудования. Это принцип организации работ;
  • в процессе работ должны строго выполняться требования к технологии производства работ и качеству применяемых материалов. Это принцип организации контроля качества. Поверхностные обработки с использованием фракционированного щебня устраивают преимущественно на участках дорог с опасными и затрудненными условиями движения на дорогах I – III категорий. В зависимости от типа и состояния покрытия поверхностные обработки могут быть одиночными и двойными; на цементобетонных покрытиях – только двойными.

Щебень

Поверхностной обработки воспринимает и передает на нижележащие слои нагрузку от автомобилей, служит слоем износа и обеспечивает сцепление между дорогой и колесами автомобилей.

Каменный материал, применяемый для устройства поверхностной обработки, должен обладать высокими физико-механическими свойствами, такими как прочность, морозоустойчивость, сопротивление удару и износу (истиранию), хорошей прочностью сцепления с вяжущим и т.д.

Соответствие горной породы вяжущему определяют путем испытания в лабораторных условиях на прочность сцепления.

Форма щебенок должна быть как можно ближе к кубической, чтобы обеспечить устойчивое положение на поверхности покрытия. Яйцевидная форма щебенок, так называемая форма «колумбового яйца», не имеет стабильного положения. Плоские плитки и щебенки в виде вытянутой иглы хрупки и плохо укладываются в покрытие.

Щебень поверхностной обработки должен быть очень чистым, что обуславливает его тщательную мойку во время производства. Наличие глины, даже в очень слабых пропорциях, весьма нежелательно: глина крайне гидрофильна, и сильное разбухание, которое происходит при наличии воды, приводит к тенденции разрыва связки «вяжущее – щебень».

Правильно выбранная форма и размер щебенок формируют шероховатость поверхностной обработки, обеспечивают снижение шума в салоне автомобиля при движении. Важное значение имеет выбор размера щебня.

Установлено, что размеры щебня порядка 10–15 и 15–20 мм вызывают довольно высокий уровень шума в салоне автомобиля и мешают прослушиванию музыки при скорости движения более 130 км/ч.

Исходя из этого, отдают предпочтение поверхностной обработке из щебня фракций 5–10 мм.

Еще один фактор, который необходимо учитывать при назначении требований к размеру щебня, состоит в исключении возможности разбития лобовых стекол автомобилей щебенками, вылетающими из-под колес автомобилей при движении с высокой скоростью. Использование мелкозернистого щебня позволяет почти полностью решить эту проблему.

Для устройства поверхностных обработок применяют щебень марки не ниже 1200 по ГОСТ 8267-93 из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород для автомобильных дорог I и II категорий, марки 1000 – для дорог III категории и марки не ниже 800 – для дорог IV категории, фракций 5–10, 10–15, 15–20 мм (допускается применение щебня фракций 5–15 и 10–20 мм при условии обеспечения коэффициента сцепления) преимущественно кубовидной формы зерен (зерна пластинчатой формы составляют не более 15%); содержание пылеватых, глинистых и илистых частиц в щебне не должно превышать 1% массы. Выбор фракции щебня производят в зависимости от твердости дорожного покрытия.

Вяжущее

При устройстве поверхностной обработки в качестве вяжущих используют вязкие битумы, битумы с добавками дегтей, битумы и дегти с добавками полимеров, битумные эмульсии. Вяжущее обеспечивает гидроизоляцию покрытия, приклеивание каменного материала к покрытию или основанию и соединение щебенок в единый слой.

Марку битума выбирают по ГОСТ 22245-90 с учетом дорожно-климатической зоны: для I – БНД 90/130 и БНД 130/200, для II и III – БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БН 60/90, БН 90/130 и БН 130/200, для IV и V – БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90 и БН 90/130.

Битум должен выдерживать испытание на сцепление со щебнем, используемым для устройства поверхностной обработки.

При неудовлетворительном сцеплении битума со щебнем следует использовать добавки соответствующих ПАВ или производить предварительную обработку щебня дегтем или смесью битума с дегтем.

Применяемые каменноугольные дегти должны иметь марку Д-5, Д-6 или Д-7 по ГОСТ 4641-80 и использоваться на автомобильных дорогах не выше III категории. На участках дорог, проходящих по населенным пунктам, применение каменноугольных дегтей не разрешается.

При устройстве поверхностной обработки с использованием эмульсий применяют преимущественно катионные битумные эмульсии класса ЭБК-1, ЭБК-2, отвечающие требованиям ГОСТ 52128.

В условиях III – IV дорожно-климатических зон и при благоприятных погодных условиях во II зоне допускается применение анионных эмульсий класса ЭБА-1, ЭБА-2.

Эмульсии должны выдерживать испытание на сцепление пленки вяжущего со щебнем.

При устройстве поверхностной обработки на катионных битумных эмульсиях используют необработанный органическим вяжущим щебень, на анионных эмульсиях – преимущественно черный щебень.

При устройстве поверхностной обработки на дорогах с интенсивностью движения свыше 3000 авт/сут., с движением преимущественно грузовых автомобилей, также в районах с резко континентальным климатом применяют битум и деготь с добавками полимеров.

Дегтеполимерное вяжущее используют на дорогах не выше II категории.

Виды поверхностных обработок

Различают несколько видов поверхностных обработок, каждая из которых имеет свою сферу наиболее эффективного применения.

  1. Однослойная поверхностная обработка с однократным распределением вяжущего и щебня. Применяется для создания шероховатой поверхности и слоя износа дорожной одежды с достаточной прочностью. Это самый распространенный вид шероховатой поверхностной обработки, наиболее подходящий для всех видов движения. Чаще всего она устраивается из щебня фракций 5–10 мм.
  2. Однослойная поверхностная обработка с двойным распределением щебня. На слой нанесенного вяжущего сначала рассыпают крупную фракцию щебня (например, 10–15 или 15–20 мм), прикатывают катком, а затем рассыпают более мелкую фракцию щебня (например, 5–10 мм) и уплотняют. Применяется на дорогах с интенсивным движением и высокой скоростью движения. Такая поверхностная обработка способствует улучшенной герметичности покрытия, устранению мелких неровностей и деформаций, лучше распределяет усилия от колес автомобилей. Особенно эффективно такая обработка работает на хорошем жестком основании.
  3. Двухслойная поверхностная обработка. На первый слой разлитого вяжущего рассыпают крупную фракцию щебня и уплотняют. Затем разливают второй слой вяжущего, рассыпают более мелкую фракцию щебня и окончательно уплотняют. Применяется на покрытиях с недостаточной прочностью, при наличии сетки трещин, ямочности, колей, при высокой интенсивности движения, т.е. в тех случаях, когда необходимо не только создать шероховатый слой износа и защитный слой, но и улучшить ровность, несколько повысить прочность и сдвигоустойчивость. Применяется также на цементобетонных покрытиях.
  4. Поверхностная обработка типа «сэндвич». На покрытие рассыпают щебень более крупной фракции, затем распределяют вяжущее, рассыпают щебень мелкой фракции и уплотняют. Структура получаемого слоя поверхностной обработки сравнима с однослойной поверхностной обработкой, устроенной путем розлива вяжущего и двойной россыпью щебня. Такая поверхностная обработка рекомендуется при неоднородном по ровности покрытии для его выравнивания и некоторого усиления. Применяется на дорогах второстепенного, местного значения.

Источник: https://bitumen.globecore.ru/poverhnostnaja-obrabotka/

Шероховатая поверхностная обработка. Поверхностная обработка дорог методом «Чип Сил Устройство шпо на автомобильной дороге

Шероховатая поверхностная обработка дорог. Шероховатая поверхностная обработка Различную поверхностную обработку а также

5.93.Поверхностную обработкупокрытий устраивают на новыхасфальтобетон­ных, различных видахчерных и цементобетонных покрытиях, атакже на покрыти­ях, бывших вэксплуатации, для обеспечения необходимогокоэффициента сцепле­ния колесаавтомобиля с поверхностью покрытия, атакже для увеличения срока службыпокрытий.

При устройстве конструктивных слоевиз пористых, высокопорис­тыхасфальто­бетонов, из черного щебня,эмульсионно-минеральных смесей,дегтеминеральных смесей и другихповерхностная обработка является такжезащитным слоем, предо­храняющимконструктивные слои от деформативногоизноса при проезде авто­транспортаи проникновения в них атмосферныхосадков.

5.94.На асфальтобетонныхи других черных покрытиях устраивают,как прави­ло, одиночную поверхностнуюобработку. На цементобетон­ныхпокрытиях применяют двойную поверхностнуюобработку.

5.95.Работы по устройствуповерхностной обработки с использова­ниеманион­ной эмульсии следует проводитьпри температуре воздуха не ниже15°С, с исполь­зованиемкатионной -не ниже5°С.

5.96.При выборе способаустройства поверхностной обработкипокрытий необходимо учитывать ееназначение, условия движения на дороге,климатические условия района строительства,имеющиеся материалы и средствамеханизации.

Устройство поверхностной обработки с использованием фракционированного щебня

5.97.Поверхностная обработкафракционированным щебнем устраиваетсяпреимущественно для обеспечениятребуемого коэффициента сцепления научаст­ках дорог с опасными и затрудненнымиусловиями движения.

5.98.При устройствеповерхностной обработки фракционирован­нымщебнем следует применять щебень изтрудношлифуемых изверженных иметаморфических горных пород марки нениже 1200фракций5-10, 10-15, 15-20мм с преимущест­веннокубовидной формой зерен. Щебень долженбыть чистым, не содержащим пыли и глины.

5.99.При устройствеповерхностной обработки фракционирован­нымщебнем следует применять преимущественнокатиокные эмульсии класса ЭБК-1, ЭБК-2,а также эмульсии анионные класса ЭБА-1,ЭБА-2.

Эмульсии должны выдерживать испытаниена сцепление пленки вяжущего со щебнемпо ГОСТ 18659-81.

При устройстве поверхностной обработкис применением катионных битумныхэмульсий следует использовать щебень,необработанный предварительноорганичес­ким вяжущим, при использованиианионных эмульсий -преимущественно черный щебень.

5.100.Для приготовлениябитумных эмульсий следует применятьбитумы марок БНД 60/90,БНД90/130,БНД 130/200,БН60/90,БН 90/130,БН130/200.

Для приготовления битумных эмульсий,используемых для устройства поверх­ностныхобработок на дорогах с большойгрузонапряженностью, с движениемпреимущественно грузовых автомобилей,а также в районах с резко континенталь­нымклиматом, рекомендуется применятьполимерно-битумное вяжущее (например,на основе ДСТ).Технологияприготовления эмульсий на полимерно-битумныхвяжущих не отличается от обычной.

5.101.Расход эмульсии ищебня должен соответствовать нормам,установлен­ным в табл. 13.

5.102.Одиночную поверхностнуюобработку фракционированным щебнем сиспользованием битумных эмульсийпроизводят в следующем порядке:

очистка и ремонт обрабатываемойповерхности;

розлив эмульсии по покрытию в количестве30%нормы;

распределение щебня в количестве70%нормы;

розлив остального количества эмульсии(70%);

распределение остального количестващебня (30%) ;

5.103.Очистку обрабатываемойповерхности от пыли и грязи осуществляютмеханическими щетками, а при сухойжаркой погоде смачивают водойнепосред­ственно перед распределениемэмульсии.

5.104.Розлив эмульсиипроизводят автогудронатором. Дляравномерного розлива эмульсии необходимообеспечить бесперебойность действиясопел, равно­мерность работы на.сосаи требуемую скорость перемещениягудронатора.

Температуру и концентрацию эмульсииследует устанавливать в зависимостиот погодных условий. При температуревоздуха ниже 20°С следуетприменять эмуль­сии с концентрациейбитума 55-60%и температурой40-50°С. При температуре воздуха выше20°Сподогревать эмульсию не следует, аконцентрация битума может быть сниженадо 50%.

Таблица 13

Поверхност­ная

Норма расхода

обработка покрытий

щебня, мм

щебня, м 3 /100 м 2

эмульсии, л/м 2 , при концентрации битума, %

Одиночная

Первая россыпь

Превый розлив и в

Вторая россыпь

Второй розлив

Примечание.При применении черного щебня нормырасхода вяжущего снижаются на 20 – 25%.

Чтобы не допустить стекания эмульсиис покрытия, необходимо контролироватьее вязкость, которая должна быть впределах 15-30с.

5.105.Распределение щебняпроизводят самоходным распредели­телем,автомо­билем-самосвалом с навеснымприспособлением или другим механизмом,обеспе­чивающим равномерноераспределение щебня. Механизм,распределяющий щебень, должен двигатьсяне далее 20м от автогудронатораи рассыпать щебень перед собой, наезжаяколесами на щебень, а не на слой эмульсии.

5.106.Слой поверхностнойобработки уплотняют за 3-4прохода легкого(6-8т)катка, приурочивая эту операцию к началураспада эмульсии. Более тяже­лые катки(10т) допускаются только прииспользовании очень прочного щебня,например базальтового. Рекомендуютсякатки на пневматических шинах.

5.107.В течение первых днейэксплуатации необходимо осуществлятьуход за слоями поверхностной обработки.Незакрепившийся щебень должен бытьудален с покрытия не позднее суток послеоткрытия движения. Скорость движенияавто­мобилей ограничивают до40км/ч и регулируют по ширине проезжейчасти. При использовании анионныхэмульсий движение транспортных средствзакрывают на сутки для формированияслоя.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ШЕРОХОВАТОЙ ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ АСФАЛЬТОБЕТОННОГОПОКРЫТИЯ ПУТЕМ ОДИНОЧНОЙ ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ

1.Область применения

1. Область применения

Источник: https://stroysoc.ru/user-stories/sherohovataya-poverhnostnaya-obrabotka-poverhnostnaya-obrabotka-dorog/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.