Первые мученики за христа

Феномен мученичества в христианстве

Первые мученики за христа

Понятие «мученик», равно как и множество иных смысловых концептов христианства, претерпело своеобразное «обмирщение», упрощение.

Его обывательское понимание сегодня мешает восприятию первоначального значения этого слова в христианстве. Это когда мучения и страдания заслоняют собой их главную цель — Царство Небесное и единение с Богом.

Ради этого отдавшие свою за Христа мученики свидетельствовали о Боге и проповедовали свою веру перед лицом пыток и страшной смерти.

Понятие «мученик» в христианстве

Русский перевод греческого слова «martis» никак не совпадает с его истинным значением, ведь по-гречески это «свидетель», а не «мученик».

Отцы Церкви указывали на то, что святые, пожертвовавшие жизнью и с радостью принимавшие пытки и казнь, делали это, чтобы свидетельствовать о Христе. Они «свидетели», потому что открыто говорили о своей вере даже перед лицом смерти. Они умирали и страдали за право свободно исповедовать христианство. Именно их проповедь палачам словами и делом — стойкостью в вере и делала их таковыми.

Первые христиане вообще по-иному воспринимали мученичество. Для них это был, прежде всего, подвиг веры, вызов, ответ на запрет. Они не искали смерти и не упивались страданием. Просто понимали, что оказались перед выбором: свидетельствовать о Боге и умереть телом или отказаться от веры и умереть душой.

Перед первыми святыми, которым во множестве довелось стать мучениками, открывалась перспектива кратчайшего пути в Царствие Небесное. Вот он путь — призвал Господь туда, где «много званых, но мало избранных». Докажи верность, свидетельствуй, а не отрекись подобно Петру.

Церковь поэтому считает мученичество одним из видов миссионерства: эти святые и словом свидетельствовали, и делом рассказывали о Христе и вере, причем именно делом – их  подвиг мученичества привлекал новых верующих, так убедительна была вера святых.

Средневековье с его нездоровым страхом к смерти и смакованием мучений и ужасов сместило акцент именно на тему физических страданий во имя Бога и христианской религии. В жития первых святых мучеников «мартирии» были тогда внесены позднейшие вставки, в красках живописующие физиологию мученичества, сцены пыток и казней.

Собственно римские гонения на первых христиан и сформировали феномен мученичества в христианстве. Как знать, какими бы были формы святости и традиции последующего почитания святых мучеников, если бы не эти преследования и казни.

Все начиналось с доноса — если власти получали информацию о том, что некто исповедует христианство, то солдаты его арестовывали и подвергали допросу. Записи этих расследований и легли в основу первых мартириев — житий святых мучеников, а точнее «свидетелей» — мартисов.

Главный вопрос, который сразу начинал или прекращал дело: «Христианин ли ты?»

Человек мог ответить отрицательно, и его тотчас отпустили бы без всяких разбирательств. Но верующий во Христа начинал свое свидетельство и обрекался на смерть. В более поздние века римские солдаты и начальники сами старались дать возможность христианину уйти от расправы, задавая наводящие вопросы.

В 3-4 в н.э. Церкви пришлось даже осудить и предостеречь специально ищущих смерти ради возможной святости. Христиане стали искать подвига вместо изначального стремления свободно говорить о чуде веры и радости быть со Христом. Понятие мученичества стало искаженно восприниматься даже самими членами Церкви.

Мученичество как феномен

Понятие мученичество приобрело в языке и в культуре совершенно разные оттенки, которые стали наслаиваться на этот церковный термин.

  • Церковь считает, что мученик — это верующий христианин, который даже при угрозе здоровью и жизни не отказывается от веры и ее проповеди, открыто выражает свою любовь к Христу и принадлежность к христианской религии.

То есть мученик сродни ученику, которого вызвали к доске доказывать теорему. Сам Господь призвал. Вот человек и доказывает свое отношение к Богу, даже ценой жизни, если нужно.

  • Бытовое понимание во главу угла ставит мучение и страдание, а не результат — доказательство любви и веры.

Вот жена мучается с мужем-алкоголиком — мученица. Человек через весь город на трех видах транспорта на работу ездит — мученик, однако. И народ у нас — мученик, и школьники — мученики.

Происходит подмена церковного термина культурным понятием, которое в данный момент востребовано социумом. Это нормальная практика развития языка, где сосуществуют многозначные значения одних и тех же слов.

Но это неверно для Церкви.

Верующие не должны забывать, что Богу не нужны наши страдания-мучения, а иногда и самобичевание или самовосхваление на этой почве. Бог «ищет сердца человеческого». Христос сам на кресте доказывал любовь к людям и веру в Творца (то есть Он и был самым первым мучеником), и мы должны в меру своих сил «свидетельствовать» о вере.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Запись опубликована в рубрике Православный уголок. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/pravoslavniy-ugolok/fenomen-muchenichestva-v-hristianstve

9 самых известных мучеников за Христа в истории Церкви

Первые мученики за христа

Каждый год за веру в Иисуса Христа умирают 10 000 человек. По информации сайта BBC 10 лет назад эта цифра была 100 000! На сегодняшний день христианство является самой преследуемой религией в мире…

Гонения на христиан не являются чем-то новым. С самого основания церкви верующих в Христа людей преследовали, гнали и убивали. Интересно отметить, что первый этап церкви, с 33 по 312 годы, так и называется веком мучеников (Age of Martyrs). 

В разные периоды преследования имели разные формы: верующих распинали на крестах, побивали камнями, скармливали диким животным, топили в воде, сжигали на кострах и, в последние времена, расстреливали.

Сегодня я хотел бы привести список 9 самых известных мучеников за веру в Бога. Библия говорит, что людей, которые отдали свою жизнь за Иисуса Христа, ожидает самая великая награда на небесах! 

Стефан

Первым мучеником в истории Церкви был диакон Стефан. За проповедь Евангелия его связали, осудили и побили камнями.

Во время мучений, когда камни, один за другим, летели ему в голову, Стефан поднял глаза и увидел Иисуса, стоящего одесную Отца. Из Библии мы знаем, что Иисус не стоит, а сидит возле Отца.

Но когда Стефан умирал, то Иисус встал для того, чтобы встречать мученика, отдавшего жизнь за Него.

Ян Гус

Ян Гус родился в 1369 году в Богемии. Он получил хорошее образование и начал работать преподавателем в Пражском университете. В 1401 году Ян Гус поменял свой профиль и стал священником. В своих проповедях он призывал реформировать церковь и вернуться к истокам Библии.

Узнав о его деятельности, папа с высшим духовенством послали Яну письмо, в котором приказали прекратить проповедовать «ересь», но Ян Гус отказался. 

В 1414 г. Гус был вызван на церковный собор в город Констанц  для дебатов. В течении целого года Яна Гуса пытались переубедить в его учении и давали ему «шанс» на помилование.  

Но 6 июля 1415 года после того, как Ян Гус в очередной раз отказался отречься от своих убеждений, его вывели прямо из зала дебатов и повели на центральную площадь для казни. Во время пути Ян Гус все время пел псалмы и убеждал идущих рядом людей в том, что он – не еретик.

Во время того, как его привязывали ко столбу, к нему ещё раз подошёл королевский чиновник и предложил прилюдно покаяться за оскорбление христианства, на что Гус ответил: «Я не могу отречься от того, чего я не делал. Главной целью моей жизни является то, чтобы проповедовать учение Иисуса Христа и отвращать людей от греха.

И в этой истине я сегодня с радостью хочу умереть…»

Феликс Манц

5 января 1527 года, на десятую годовщину протестантской реформации, анабаптист Феликс Манц стал первым мучеником, который пал от рук реформаторской церкви. 

Феликс являлся пастором и ревнителем идеи принятия крещения в зрелом возрасте. За свои убеждения Феликс Манц был арестован и посажен в тюрьму. Его обвинили в организации незаконных собраний. После суда Феликса вывели из тюрьмы и, в сопровождении чиновника, стражи и пастора, повели к месту казни – Цюрихскому озеру.

По дороге Манц громко проповедовал о важности возрождения и необходимости принятия водного крещения в зрелом возрасте.

Идущий рядом реформаторский пастор все время пытался заставить его замолчать, а также давал ему последний шанс покаяться в «ереси». Когда они дошли до пристани, Манца встретила мама и брат.

«Будь верен до смерти», выкрикнула она из толпы… «Буду, мама!», крикнул ей Манц обратно и прослезился. 

Когда Феликса садили в лодку для того, чтобы отвезти на место казни, мама смогла подбежать к нему и пасть ему на шею. «Будь твёрд и мужествен, мой сынок», шептала она ему. Брат стоял в стороне и также вдохновлял его оставаться верным Богу. 

Когда лодка отплыла, палачи начали привязывать Манцу камень на шею, а он начал громко славить Бога и благодарить Его за то, что Он удостоил его умереть за истину. 

Когда палачи подняли Феликса для того, чтобы бросить в воду, он прокричал: «В руки Твои, о, Боже, предаю дух мой!» Едва он выкрикнул это, как вода накрыла его, и на одного мученика за Христа стало больше…

Дирк Вильямс

Пастор из Нидерландов Дирк Вильямс был одним из первых анабаптистов, которые придерживались учения, что верующие должны принимать крещение в зрелом возрасте. 

За свои убеждения Дирк был приговорен к смертой казни и ожидал свой приговор в тюрьме. Здание тюрьмы прилегало к большому озеру. Когда наступила зима, и озеро начало замерзать, Дирку удалось выпрыгнуть из окна и бежать из тюрьмы. Историки говорят, что из-за долгого пребывания в тюрьме он весил всего 40-50 кг.

Поэтому, не смотря на то, что лед был непрочным, Вильямс смог аккуратно его перейти. Увидев это, один из стражей начал преследовать Дирка, но имея на себе металическую тяжелую кольчугу, страж провалился под лед и начал тонуть. Дирк услышал призывы о помощи тонувшего стража.

Обернувшись, он увидел, как преследовавший его страж, барахтаясь, уходил под воду. Дирк принял решение вернуться и помочь тонувшему преследователю… Пока Вильямс его вытаскивал, на помощь подошла гвардия, в результате чего он был схвачен и снова брошен в тюрьму.

Через несколько дней, 16 мая 1569 года, над Дирком Вильямсом был совершен суд, в котором его объявили еретиком и потом сожгли на костре… 

Иван Воронаев

Одним из самых известных мучеников за Христа в советском союзе являлся Иван Воронаев. Будучи пионером пятидесятнического движения в СССР, в 1930 году Иван Воронаев был арестован и сослан на каторгу в Сибирь. 8 лет он тяжело работал на крайнем севере. Когда и где оборвалась жизнь Ивана Воронаева точно никто не знает.

По одной из версий человека, который назвался его сокамерником, примерно на восьмом году своего срока Иван Воронаев отстал от колоны заключённых из-за сильной усталости. Конвоиры же, не желая тратить на него своё время, спустили на него сторожевых собак. Он так сильно был искусан, что через пару часов умер…

Иван Воронаев стал одним из первых мучеников за Христа в наше время.

Дитрих Бонхёффер

Лютеранский пастор Дитрих Бонхёффер был убит нацистами 5 июня 1945 года в концентрационном лагере Флоссенбюрг.

Дитрих не был преследуем за веру в Бога или за проповедь Евангелия, но его казнили за то, что он в своих проповедях публично критиковал политику Гитлера и геноцид еврейского народа.

Ему много раз угрожали и предлагали замолчать в обмен на жизнь, но Дитрих все время отказывался. Пастор Дитрих был повешен всего за две недели до того, как американские войска освободили концлагерь Флоссенбюрг, в котором он находился.

Джим Эллиот

В январе 1956 года в джунглях Латинской Америки был зверски убит миссионер Джим Эллиот и его команда.

Джим и его друзья прилетели на своём маленьком самолёте в Эквадор для того, чтобы евангелизировать дикое племя Auca. Как-то встретив двух местных женщин, они попросили их познакомить со всем племенем. Те пообещали встречу 2 января.

Джим с друзьями прилетели в условленный день на условное место и начали ждать. Вскоре из джунглей показались те самые женщины, с которыми они общались раньше. Но, подойдя ближе, миссионеры заметили, что их лица не были приветливыми… Внезапно, с другой стороны выскочила целая группа людей с копьями в руках… В считаные секунды все 5 миссионеров были убиты…

Когда на место проишествия прибыли американские спасатели, они обнаружили в самолете оружие, которые миссионеры отказались использовать…. 

Вочман Ни

Вочман Ни был известным китайским пастором, писателем и евангелистом. В тридцатых годах прошлого века Вочман Ни организовал движение церквей Little Flock, в которое входили сотни церквей со всего Китая. 

В 1949 году к власти в Китае пришли коммунисты, в результате чего на христиан обрушились большие гонения. В марте 1952 года Вочман Ни был арестован коммунистами и обвинён в антиреволюционной деятельности и шпионаже.

По решению народного суда Вочману Ни дали 15 лет исправительных работ в трудовом лагере. После истечения срока Вочмана просто не выпустили из тюрьмы, где он продолжал каждый день тяжело работать.

Вочман Ни отдал свою жизнь за Иисуса, так и не выйдя на свободу.

Ваня Моисеев

16 июля 1972 года в г. Керчь на втором году службы, в армии, за свидетельство о живом всемогущем Боге был замучен до смерти молодой христианин Иван Моисеев.

На протяжении всей службы в армии коммунисты пытались переубедить Ваню о вере в Бога и заставить принять присягу. После того, как он отказался в очередной раз, его подвергли нечеловеческим пыткам, а потом утопили в Чёрном Море.

19 июля Ваню привезли домой в цинковом гробу, который нельзя было вскрывать, и отдали родителям.

При отдаче родителям тела сына, очевидцы казни Вани, «выражая сочувствие» сказали: «Моисеев умирал трудно, он боролся со смертью, но умер христианином…»

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Можно ли христианам праздновать День святого Валентина? Шокирующая правда и Она не была красивой. Муж её недолюбливал. Она творила историю…

Источник: http://www.invictory.com/columns/3530/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.