Основные религии казахстана религиозные конфессии в казахстане

Какая вера у казахов

Основные религии казахстана религиозные конфессии в казахстане

Казахстан — это государство, имеющее самую длинную сухопутную границу в мире, ближайший восточный сосед России. На территории Казахстана расположен мавзолей Арыстан-Баба — крупная мусульманская святыня.

Начиная с 12 века, он несколько раз полностью разрушался землетрясениями, при этом верующие его каждый раз отстраивали заново. Мавзолей ещё в советские времена признали объектом культурного наследия и этого факта вполне достаточно для того, чтобы правильно ответить на вопрос: какая вера у казахов?

В Казахстане провозглашен светский характер государства. Это положение закреплено в Конституции страны. При этом подавляющее большинство казахов исповедуют ислам.

Поэтому на вопрос: какая официальная религия в Казахстане ответить невозможно, так как таковая отсутствует, а вот какую религию исповедуют казахи узнать можно. Дело в том, что по состоянию на 2009 год граждане республики так определяли свою религиозную принадлежность:

  • мусульмане — 11 237,9 тыс. чел.;
  • христиане — 4190,1 тыс. чел.;
  • атеисты — 450,5 тыс. чел.;
  • буддисты — 14,6 тыс. чел.;
  • иудеи — 5,3 тыс. чел.

Доля атеистов по районам и городам, 2009 год. Несмотря на то, что ислам в Казахстане доминирует, в республике проживает много атеистов. upload.wikimedia.org

Республика Казахстан в свое время входила в состав СССР и поэтому жизнь казахов жёстко регламентировала атеистическая коммунистическая идеология. Деятельность религиозных объединений в стране активизировалась только после обретения страной независимости.

В настоящее время в республике действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов. При этом некоторые казахские общественные деятели утверждают, что, несмотря на то, что Республика Казахстан — светское государство, в стране существует фактический запрет на тему атеизма.

Большинство казахских мусульман — сунниты

Распространение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Согласно иранскому учёному-историку Атабаки Туражу, изначально ислам утвердился в городе Туркестане и его окрестностях.

На территории современного Казахстана ислам стал государственной религией в государстве Карханидов.

Позже ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255 — 1266) и Узбек (1312 — 1340). Огромный вклад в распространением ислама среди всех тюркоязычных народов региона внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестан, Казахстан. Основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави сыграл огромную роль в распространении ислама в Казахстане. upload.wikimedia.

org

Ислам в Казахстане распространялся медленно, так как большинство населения этой территории придерживалось тенгрианства, как традиционной религии степняков.

В середине 15 века ислам становиться государственной религией Казахского Ханства.

После того, как Российская Империя завоевала территории в Средней Азии и современном Казахстане, ислам был признан официальной религией их населения, а исламское духовенство было признано и поддержано российскими властями.

В настоящее время ислам восприниматься казахским населением как составная часть этнической идентичности. При этом наряду с исламом среди верующих казахов сохраняются и некоторые обычаи доисламского периода, в принципе не противоречащие исламу.

Так, например, мальчикам оставляют носить айдар (чуб). Зачастую можно услышать как казахи иногда используют слово «Тәңір», «Кудай» как синоним слова Аллах.

Центральная мечеть города Алма-Ата. Подавляющее большинство жителей современного Казахстана считают себя мусульманами. upload.wikimedia.org

Ислам является основным религиозным институтом Казахстана, мусульмане составляют св. 70 % населения страны. Большинство мусульман — суннитского вероисповедания ханафитского мазхаба. В настоящее время в Казахстане функционируют около 3700 мечетей.

Ислам в Казахстане исповедуют в основном казахи, узбеки, уйгуры, дунгане, таджики, киргизы, туркмены, татары, башкиры, ряд традиционно исламских народов Северного Кавказа, азербайджанцы (последние в своём большинстве придерживаются шиизма).

Христианство в Казахстане появилось еще в Средние Века и возродилось после покорения Средней Азии Россией

Христианство в Казахстане имеет длительную историю. Первые упоминания о нём относятся к III веку. В Раннее Средневековье христианство несторианского толка становится на его территории одной из ведущих религий региона наряду с зороастризмоми буддизмом. Закат христианства здесь начинается с арабским завоеванием, после которого христианское население перешло в ислам.

Верующие в Пасхальный полудень у Вознесенского собора в Алма-Ате. Православие — вторая по численности конфессия в Республике Казахстан. upload.wikimedia.

org

Ко времени Высокого Средневековья относится миссионерская деятельность католической церкви в регионе. Из-за пресечения связей христиан с христианскими странами, христианство на территории современного Казахстана было заменено исламом и буддизмом.

Возрождение христианства в Средней Азии относится к XIX веку и связано с покорением Средней Азии Россией.

С Российским влиянием в стране связанно распространение в Казахстане православия. Так в наше время примерно 20% населения Казахстана считает себя православными. Православие в республике исповедуют русские, украинцы, белорусы и в меньшей степени другие граждане республики, преимущественно русскоязычные.

На территории Казахстана расположен Казахстанский Митрополичий округ, являющийся канонической территорией Русской православной церкви Московского Патриархата. Митрополичий округ разделён на девять епархий: Астанайскую. Главой Митрополичьего округа является митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев).

Католики в Республики Казахстана немногочисленны

Первые свидетельства о появлении католических миссионеров на территории современного Казахстана относятся к XIII веку. Историки говорят о том, что следствием контактов между королём Франции Людовиком IX Святым и монгольскими ханами явилась миссия францисканца Гильома де Рубрука к хану Мунке в 1253 — 1255 гг.

От него францисканцы, проживавшие на территории Дешт-и-Кыпчака (исторического региона включавшего также современный Казахстан, за исключением Семиречья), получили широкие привилегии.

Католические структуры Казахстана. Католические структуры в Республике Казахстан весьма разветвлены. upload.wikimedia.org

История Католической церкви в Казахстане продолжилась во времена Российской империи. Во второй половине XIX в. — начале XX в. католиками была часть военнослужащих царской армии, проходивших военную службу на территории современного Казахстана.

Кроме того, католицизм исповедовали ссыльные, добровольные переселенцы и беженцы. В основном это были поляки, литовцы, чехи, немцы, французы, латыши, венгры, австрийцы. Католические приходы Казахстана в то время входили в состав Могилевского архидиоцеза (архиепархии).

Католицизм в Казахстан принесли военнослужащие Российской Империи.

На рубеже XIX—XX веков в Казахстане появились несколько поселений немецких переселенцев-католиков. После Октябрьской революции 1917 года Католическая церковь, наряду с другими религиями, испытала жесточайшие преследования.

Духовным центром католиков Казахстана и Средней Азии в советский период стала Караганда. До 1977 года богослужения совершались тайно, в 1977 году было получено разрешение на создание в г. Караганда католического прихода.

Украинская греко-католическая церковь в Казахстане (город Караганда). Кроме римо-католиков, в Республике Казахстане также присутствуют греко-католики. upload.wikimedia.

org

После появления в начале 90-х годов возможности для нормального функционирования Католической церкви в Казахстане 13 апреля 1991 года папа Иоанн Павел II учредил на территории Республики Казахстан Карагандинскую Апостольскую администратуру.

В настоящее время число католиков в стране составляет около 182,6 тысяч человек, что составляет примерно 1,3 % всего населения. Кроме католиков латинского обряда в республике существует грекокатолическая община — УГКЦ .

Протестантизм в современном Казахстане активно развивается

К какой религии относится население Казахстана невозможно понять, не изучив положение протестантов в стране. Первыми протестантами на территории современного Казахстана были служившие в российской армии немцы-лютеране.

Они появились в крае в середине XVIII века. В первые годы советской власти казахстанские протестанты подверглись массовым репрессиям. Практически полностью был уничтожен пасторат лютеранской церкви — из почти 2 тыс. пасторов в живых остались лишь трое.

Церковь Иисуса Христа, Казахстан. В Республике Казахстан в наши дни активно развивается протестантизм

В наше время протестантизм активно развивается в Республике Казахстан.

По данным на 2010 год в Казахстане проживало 310 000 протестантов, которые составляли 2,0 % населения этой страны.

Большинство из них — этнические немцы, которые не являются прихожанами ни одной церкви, а также корейцы.

Существенное число протестантов имеется среди русских, украинцев и белорусов. Наиболее широко протестанты представлены в крупных городах, особенно на севере и в центре республики.

Буддизм — одна из древнейших религий Казахстана

Буддизм на территорию современного Казахстана был занесён во времена великого шёлкового пути и джунгаро-казахских войн. Произошло это в I веке н.э. Буддизм — это одна из трёх мировых религий, поэтому он разрешён официальными властями Казахстана.

В Казахстане находится крупнейшая в мире община последователей корейского буддизма сон. В наше время в Республике Казахстан буддизм представлен четырьмя официальными организациями.

Три из них представляют корейский сон-буддизм, одна линия тибетского буддизма. Среди буддийских школ и направлений, представленных в Казахстане в настоящее время можно назвать:

  • школу Вонбульгё (Вон-буддизм);
  • тибетский буддизм (Ньингма, Кагью, Гелуг);
  • дзэн-бцуддизм.

Наскальное изображение будд, Республика Казахстан. Буддизм проник в Казахстан во времена джунгаро-казахских войн. upload.wikimedia.org

В Республике Казахстан буддизм представлен достаточно слабо, так количество буддистов в стране не превышает 15 000 человек. В основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки.

При этом многие казахские буддисты одновременно исповедуют элементу тенгрианства, древней тюркской религии.

Евреи в Казахстане появились по указу Николая I

Последователи иудаизма появились в Казахстане в 1827 году, когда российский император Николай I подписал указ о натуральной воинской повинности для евреев (кантонисты). Еврейских кантонистов обычно отправляли для прохождения службы в отдаленные регионы Российской империи.

Таким образом, множество еврейских юношей оказались в Казахстане. В результате, в городе Верном (Алма-Ата) в простой деревянной избе в 1884 году открылась синагога.

Император Всероссийский Николай I Павлович. Еврей появились в Казахстане по указу императора Николая I, направившего сюда еврейских кантонистов. upload.wikimedia.org

В наше время казахская община евреев составляет всего 5,3 тыс. человек.

С 1994 г. главным раввином Казахстана является раввин Ешая Элазар Коген. Работают синагоги в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре и Костанае. В Казахстане в настоящее время представлена лишь одна ветвь иудаизма — ортодоксальная.

В современном казахстане возрождается тенгрианство

В 1990-е году в Казахстане стала возрождаться древняя тюркская религия Тенгри. Она взывала большой интерес, как у казахской интеллигенции, так и у казахских политиков.

В настоящее время в стране тенгрианство воспринимается как «исконная» и «традиционная» религия казахского народа, где Тенгри не только синоним Аллаха, но и выражение коллективного духа тюркских народов.

Пик Хан-Тенгри на закате. В современном Казахстане тенгрианство считается элементом национальной идентичности казахов. upload.wikimedia.org

Среди организаций, возрождающих тенгрианство в Республике Казахстан можно назвать: общественные объединения «Хан Тәңірі Қазақ ауылы», «Мир Великой степи», этно-фольклорный ансамбль «Туран», творческий центр «Неономад».

Между тенгриастами и мусульманами в Казахстане периодически возникают конфликты. В них казахские власти занимают нейтральную позицию, стараясь примерять конфликтующие стороны.

Казахи в России исповедуют, в основном, ислам и православие

Преимущественно казахи в наше время проживают в Республике Казахстан, при этом России также иметься казахская диаспора. Казахи в России — жители России казахского происхождения. Казахи являются коренным народом в Российской Федерации, десятым по численности среди всех этносов страны.

Численность казахов в Российской Федерации по переписи 2010 года составила 647 тысяч человек. Большая часть российских казахов проживает вдоль российско-казахстанской границы. Крупнейшие общины проживают в Астраханской (149 415), Оренбургской (120 262), Омской (78 303) и Саратовской области (76 007).

Российские казахи, Барнаул. В России казахи исповедуют ислам и православие. weproject.

media

Казахи являются четвёртым по численности тюркским этносом России после татар, башкир и чувашей и десятым среди всех этносов страны.

Многие спрашивают: какая религия у казахов в России? На него можно ответить так: большинство казахов в России исповедуют ислам и православие. Это связанно с этнографическими и историческими причинами.

Источник: https://hranitel.club/2418-kakaya-vera-u-kazahov

Религия Казахстана

Основные религии казахстана религиозные конфессии в казахстане

Республика Казахстан – уникальное государство с древней, богатой историей и интересными обычаями и традициями, которые казахстанцы сохраняют с любовью и уважением к своим предкам.

На огромной территории этой страны, привольно раскинувшейся в Центральной Азии, проживает более ста этносов, каждый из которых может исповедовать любую религию.

Государство Казахстан о в 1991 году объявило себя независимым, демократическим и светским государством.

Здесь бок о бок развиваются практически все религии мира, если они не объявлены вне законы и не наносят вреда здоровью психике людей.

Древняя религия

Кочевники – скотоводы, населяющие земли Центральной Азии еще во втором веке до н.э., поклонялись Великому Тенгри – вечно голубому небу. По этой религии весь мир состоял из трех частей: мир небу – божеств, мир срединный – людей и мир подземный – темных сил.

По небу ведет свое вечное путешествие солнцеголовый Митра, а Тенгри – верховное божество, благоволит к людям и охраняет их от всяческих бед. Таинственный Яму царствует в сумрачном мире мертвых, куда отправляются все после смерти.

Все природные явления связывались с религиозными представлениями и объяснялись природной и хозяйственной необходимостью.

Например, добрый Зенги – ата являлся покровителем животных, он мог быстро покарать человека, который груб со своим скотом, плохо за ним ухаживает и не приносит необходимых жертв богам.

Ана- балык в образе полуженщины – полурыбы покровительствует всем речным и озерным жителям, а также приносит удачу рыбакам.

Все необходимые обряды совершали шаманы, которые пользовались огромным уважением. Иногда шаманами становились старейшины рода, они обращались к Тенгри с просьбами, а также приносили жертвы. В качестве жертвы обычно выбирался самый быстроногий конь, чье мясо затем делили между всеми жителями рода.

С южных областях Казахстана в древних мазарах сохранились казаны, вмешавшие в себя туши двух – трех коров или лошадей, для приготовления жертвенной трапезы.

Появление ислама на территории Казахстана

Впервые ислам появился на территории Центральной Азии в 7-8 веках во времена арабского завоевания. После Атлахской битвы в 751 году арабы остались в южных городах Семиречья и стали активно проповедовать свою религию.

Именно в это время появились первые мечети в Таразе, Суябе, Сайране и других богатых городах, которые являлись также центрами торговли на Великом Шелковом пути.

Но среди кочевого населения ислам не прижился, поскольку требовал точных выполнений своих догм: совершение намаза несколько раз в день, специальные омовения, соблюдения поста и т.д.

В 955 году верховный правитель государства Караханидов принял ислам и приказал то же сделать всем своим советникам, поскольку надеялся при помощи арабов укрепить свою власть и добиться закона о престолонаследии. После падения государства в 1211 году эти территории захватили найманы, исповедующие христианство,буддизм и шаманизм и  ислам вновь остался лишь в южных городах.

После монгольского завоевания хан Узбек в 1312 году предложил своим подданным выбор: или смерть, или ислам, то есть, можно сказать, что исламская религия вводилась силой, встречая всяческое сопротивление местного населения.

Очень долго после этого кочевники на словах проповедовали веру в Аллаха, но на деле все же являлись язычниками и шаманистами.

Хотя в южных и юго-восточных городах ислам оказал огромное влияние и на культуру, и на образование и на духовную жизнь общества.

Появление христианства

Появление христианства на землях Казахстана тесно связано с племенами согдийцев,  которые в 7-8 веках  по ВШП двигались со стороны Ирана и, конечно, несли свет своей культуры тюркским племенам. Во времена эпидемии чумы именно согдийцы убеждали тюрок и каракитаев принять их религию во избежание болезни и научили изображать на лбу черный крест, как символ веры.

С 1007 года после попыток захвата азиатских земель найманами сюда просочилось христианство несторианского толка, но оно было распространено только в Семиречье и Юго-Восточных регионах и практически только у знатных и богатых людей.

Католицизм в Казахстане

В ХХ веке после Октябрьского переворота Казахстан превратился в огромный концлагерь для инакомыслящих, диссидентов и людей, по мнению правительства, способных на измену. Поэтому сюда переселяли немцев, корейцев, поляков, аварцев и других.

И хотя СССР являлся по Конституции светским и свободным государством, на деле государственной религией можно назвать атеизм, то есть полный отказ от любых религиозных убеждений.

Все же все эти люди, враз потерявшие и свой дом, и имущество, и даже все свои гражданские права, исправно исповедовали религии своих предков и старались всячески сохранить свою национальную культуру.

Так, поляки, насильственно переселенные в Казахстан в 1939 году и немцы, попавшие сюда в 1941 году, стали оплотом католической религии. Хотя, конечно, все службы проходили тайно, поскольку были запрещены,  вера в своего Бога жила и потребность в духовном утешении была сильнее страха наказания.

История протестантской религии

После присоединения Казахстана к Российской империи в 1731 году сюда хлынули не только военные, но и торговый люд. Огромные и практически неосвоенные земли сулили баснословные барыши.

Поскольку царское правительство было заинтересовано в развитии торговли и ремесла, то были изданы законы, разрешающие беспошлинную торговлю и выданы государственные субсидии. Военные крепости, появившиеся на севере и северо-востоке страны,  скоро превратились в торговые города.

В Казахстан хлынул огромный людской поток: чиновники, купцы, ремесленники, крестьяне. Среди них было много немцев и прибалтов, являвшихся протестантами: баптистами, лютеранами и меннонитами.

Переселенные в Казахстан в сороковые годы немцы и поляки были частично католиками, частично протестантами. В пятидесятые годы появилось множество действующих нелегально молельных домов.

После обретения независимости казахстанская католическая и реформаторская церкви получали помощь из стран Запада, преимущественно из Польши и Германии. Были построены новые костелы и храмы, открыты церковные школы, были выделены значительные суммы в виде гуманитарной помощи.

Проявления буддизма в Казахстане

Буддизм зародился в Индии и уже оттуда по ВШП проник в центральные районы Азии и далее в Европу. Именно поэтому центры буддизма и ламаизма появились в Семиречье и Туркестане.

Современными археологами обнаружены остатки буддистских храмов около городища Ак-Бешим, позже города Суяба, бывшего столицей четырех государств. До сих пор при раскопках по старым трассам ВШП находят индийские статуэтки, символизирующие Будду, медную посуду, предметы культа и т.д.

С 603 года в Западно-Тюрскском государстве буддизм стал государственной религией и оказал заметное влияние на духовную культуру тюрок, карлуков и огузов.

После появление ислама буддизм утратил свое влияние и сохранился лишь в некоторых самых отдаленных городах Туркестана.

Сегодня в Казахстане буддистов насчитывается около 15 000 человек.

Состояние религии в современном Казахстане

Республика Казахстан – светское государство, т.е. здесь нет ни одной государственной религии, и каждый может исповедовать те религиозные убеждения, которые получил от своих предков или к которым испытывает тяготение.

Большинство населения Казахстана считают себя верующими (до 95%), и только около 3% объявляют открыто о своем атеизме.

Поскольку за годы независимости ( с 1991 года)в Казахстан на историческую родину вернулось около 3 миллионов лиц коренной национальности, число мусульман заметно возросло. Сейчас основополагающей религией здесь является ислам суннитского  толка, число мусульман достигает 65-70%. Второй по количеству верующих является православное христианство (число верующих варьируется от 26 до 32%).

Государство активно проповедует политику толерантности и веротерпимости, в различных городах Казахстана были построены церкви и мечети, храмы и соборы, как на средства государства, так и на пожертвования частных лиц.

Кроме мировых религий, в Казахстане существует множество духовных организаций, представляющих  малоизвестные, экзотические религии мистического направления.

Казахстан по праву можно считать единственной страной в мире, где не было этнических и религиозных разногласий, где мирно проживают люди разных конфессий и разных наций.

(2 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка…

Источник: https://KazakhstanLife.ru/religiya-kazaxstana/

Казахи: происхождение, религия, традиции, обычаи, культура и быт. История казахского народа

Основные религии казахстана религиозные конфессии в казахстане

Происхождение казахов интересует многих историков и социологов. Ведь это один из самых многочисленных тюркских народов, который в наши дни составляет основное население Казахстана.

Также большое количество казахов живет в соседних с Казахстаном районах Китая, Туркмении, Узбекистана, Киргизии и России. В нашей стране особенно много казахов в Оренбургской, Омской, Самарской, Астраханской областях, Алтайском крае.

Казахская народность окончательно сложилась в XV веке.

Происхождение народа

Говоря о происхождении казахов, большинство ученых склоняется к тому, что как народ они сформировались в XIII-XV веках, в эпоху царившей в то время Золотой Орды.

Если говорить о более ранней истории, народах, которые жили на территории современного Казахстана, то нужно отметить, что ее населяли разнообразные племена, многие из которых оставили след в современных казахах.

Так, в северных районах сложилось кочевое скотоводческое хозяйство. Дошедшие до нас письменные источники утверждают, что народы, жившие на территории нынешнего Казахстана, воевали с персами. Во втором веке до нашей эры ключевую роль стали играть племенные союзы. Чуть позже было образовано государство Кангюй.

К первому веку до нашей эры в этих местах поселилось племя хуннов, коренным образом изменившее ситуацию в Центральной Азии. Именно тогда была создана первая империя кочевников в этом регионе Азии. В 51 году до нашей эры империя раскололась. Одна ее половина признала власть китайцев, а вторая была вытеснена в Среднюю Азию.

Больше известное в европейской истории как племя гуннов, оно дошло до стен Римской империи.

Средневековая история

В Средние века место гуннов занимают тюрки. Это племя, вышедшее из евразийских степей. К середине XV столетия они создают одно из крупнейших государств в истории древнего человечества. В Азии оно охватывает территории от Желтого до Черного морей.

Тюрки ведут свою родословную от гуннов, при этом они считаются выходцами с Алтая. Происхождение казахов от тюрков сегодня практически никем уже не оспаривается. Тюрки постоянно воюют с китайцами, также в этот период начинается активная арабская экспансия Средней Азии. Среди земледельческого и оседлого населения активно распространяется ислам.

Происходят существенные изменения в культуре тюрков. Например, на место тюркской письменности приходит арабская, используется исламский календарь, а в быту появляются мусульманские праздники.

О происхождении казахов можно говорить после окончательного разгрома Золотой Орды, который произошел в 1391 году. Казахское ханство сформировалось к 1465 году. Научным доказательством происхождения казахов служат письменные источники, в большом количестве дошедшие до нашего времени.

Начинается массовая консолидация тюркских племен в объединенную казахскую нацию. Первым объединить под своим началом большое количество степных племен удается хану Касыму. При нем численность народа достигает одного миллиона человек.

В 30-х годах XVI века в Казахском ханстве начинается междоусобная война, которую также называют гражданской. Победителем из нее выходит Хакназар-хан, который правит больше 40 лет.

В 1580 году Есим-хан присоединяет к Казахскому ханству Ташкент, который со временем становится его столицей.

При этом правителе происходит реформа политической системы, все земли делят между тремя территориально-хозяйственными объединениями, которые носят название жузов.

В 1635 году формируется Джунгарское ханство (новое монгольское государство), после этого начинается казахско-джунгарская война, которая продолжается около века. За это время гибнет населения, по данным исследователей, примерно один миллион казахов. Большое число представителей этого народа вынуждено мигрировать в более спокойные районы Азии.

Только после победы в сражении 1729 года войска завоевателей начинают отступать. Сложная ситуация на внешней политической арене вынуждает казахов еще в 1726 году отправить представителей в Россию, чтобы просить покровительства.

Успехом эта экспедиция заканчивается только в 1731 году, когда российская императрица Анна Иоанновна подписывает жалованную грамоту, принимая в российское подданство Младший жуз. Однако оказывается, что мнение феодалов по принятию российского подданства разнится, но все-таки большинство казахских старшин высказывается за принятие акта о присоединении Младшего жуза к России.

Практически весь XVIII век стал для казахов эпохой слабой государственной власти, затянувшейся войной и внутренними конфликтами, неспособностью организовать полноценную защиту страны.

Казахи в составе Российской империи

Вдоль российско-казахской границы еще в XVIII веке начинают строить фортификационные сооружения, которые кладут фактическое начало расширению России в Казахстан. Правительство принимает ряд мер по переселению торговцев и русских крестьян в приграничные районы, оказывается давление на местных правителей, которые не хотят подчиняться.

Уже к началу XIX века построены 46 крепостей и почти сотня редутов. В 1847 году российское подданство распространяется практически на всех казахов, входящих в Старший жуз. Власть ханов носит все больше номинальный характер.

При этом практически на всем протяжении правления России в Казахстане постоянно возникают национально-освободительные движения. К 1916 году число таких восстаний и волнений доходит до трехсот. История казахского народа во все времена была непростой, в этот период она характеризуется желанием выйти из состава Российской империи.

Казахи при Советском Союзе

После отречения императора Николая II от престола политическая жизнь оживилась на всех окраинах Российской империи. Собирается II Общеказахский съезд, где объявляется о создании автономии и правительства, которое поддерживает меньшевиков. В 1920 году автономию упразднили большевики, которые пришли к власти, а ее лидеров расстреляли.

Вскоре после этого образуется Киргизская Автономная Республика со столицей в Оренбурге. Казахская ССР начинает существовать только в 1936 году.

В 20-30-е годы на территории современного Казахстана массовый голод из-за политики раскулачивания. Гибнут около двух миллионов казахов, несколько сотен тысяч человек бежит в Китай. В 1937 году начинаются репрессии, уничтожившие практически всю интеллигенцию.

В Великой Отечественной войне принимает участие примерно 450 000 казахов, около половины из них остаются на полях сражений.

Современная история

Из этой статьи вы узнаете, где живут казахи в настоящее время. Границы их государства охватывают территорию между Уралом, Нижним Поволжьем, Сибирью, Китаем и Каспийским морем. Казахстан граничит с Россией, Узбекистаном, Китаем, Туркменией. При этом выхода к морю не имеет, занимает 9 место в мире по территории, а среди стран СНГ уступает только России.

Первым президентом современного Казахстана стал экс-руководитель Казахской ССР Нурсултан Назарбаев. Это произошло в 1991 году. 16 декабря была провозглашена независимая Республика Казахстан.

За прошедшие годы в стране сменились девять правительств, при этом руководит государством до сих пор президент Назарбаев. У Казахстана большие запасы полезных ископаемых, много минерального сырья. Страна находится между двумя крупными и мощными державами – Россией и Китаем, поэтому вынуждена вести взвешенную и выдержанную внешнюю политику.

Религия в Казахстане

В основном религия казахов – ислам. Большинство является последователями суннитов. По последним данным, в стране около 100 тысяч атеистов. Всего в стране живет более 16 млн человек.

Более 70 % из них мусульмане, вторая по популярности религия – христиане (около 26 %), на третьем месте – атеисты (почти 3 %). Также среди современных казахов присутствует незначительное число буддистов и иудеев, менее одной десятой процента.

Ислам на территорию современного Казахстана проникал на протяжении нескольких столетий, наступая с южных регионов. При этом за время советской власти, когда любая религиозная деятельность преследовалась, популярность ислама сошла на нет. Поэтому сегодня меньшинство этнических казахов соблюдает намаз и обряды.

При этом наряду с исламом сохраняются обычаи доисламского периода, некоторые из которых прямо противоречат мусульманским традициям. Все это уходит корнями в те времена, когда среди казахов был распространен шаманизм. Например, и сегодня одним из главных считается праздник Наурыз, который является языческим.

При этом сегодня в жизни казахов религия занимает важное место. По последней переписи, 97 % жителей отнесли себя к тому или иному вероисповеданию.

Культуры и быт

Сегодня культуры и быт казахов переживают период национального возрождения. Активно культивируются народные ремесла, обычаи, обряды и национальные виды спорта, появляется большое количество литературных произведений на казахском языке.

Важное место занимает национальная кухня, в которой преобладают мясные блюда. Активно используются говядина, баранина, конина, изредка верблюжатина. Например, большой популярностью пользуется бешбармак. Это вареное мелко покрошенное мясо, которое подают с отваренными листами теста.

Помимо мясных блюд в национальной казахской кухне нужно отметить кумыс – это молоко кобылы, которое подверглось сбраживанию, айран, катык (кислый и обезвоженный айран), большое количество других молочных продуктов и напитков.

Важное место в казахской культуре занимает музыка. В частности, кюй – традиционная инструментальная пьеса, которая характеризуется переменной метрикой, смешанными формами. Обычно, эти пьесы исполняли на домбре.

Традиции народа

Казахские традиции и обычаи сейчас активно возрождаются, на уровне государства уделяется большое внимание истории и культуре. Многие традиции связаны с взаимоотношениями в семье.

Они основываются на уважении к старшим, важную роль играет институт родственных связей. В Казахстане принято проводить обряд обрезания. Это происходит, когда ребенку исполняется 4 или 5 лет. Изначально, его проводили в юрте, а сейчас все чаще для этого отправляются в поликлинику. После устраивают праздник.

По казахским традициям и обычаям, девочек выдавали замуж в 13-14 лет, а мальчиков в 14-15. Сейчас под влиянием современной культуры, в том числе и западной, такие ранние браки все больше становятся редким явлением.

Казахи славятся своим гостеприимством. Гостя всегда радостно встречают, усаживают на почетное место и угощают лучшим, что есть в доме. Сейчас застолье изменилось, но древние законы гостеприимства по-прежнему чтут многие казахи.

У кочевников еще давно зародился обычай, который называют ерулик. Согласно ему, старожилы в знак уважения обязательно приглашают на праздник новоселов. Традиция имеет важное общественно-социальное значение, потому что помогает новым людям быстрее адаптироваться в незнакомой среде.

Национальный костюм казахов отражает их древние традиции, связанные с историей, социальными, экономическими и климатическими условиями. При его изготовлении часто использовали шкуры тигров и куланов, а также мех выхухоля, горностая, соболя, хорька, енота, куницы. Из шкур шили шубы, общее название которых тон.

При изготовлении шуб казаки также использовали пух цапель, гагар и лебедей. Сами шубы при этом покрывали парчой или сукном. При работе над мелкими элементами была популярна вышивка гладью.

Еще одна важная часть национального костюма казахов – халат, который они называют шапан. Его носят и женщины, и мужчины, делают из замши, шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных тканей.

Популярный головной убор – тюбетейка. Это летняя легкая шапка, сделанная из парчи, бархата или глазета. В давние времена ее обшивали по краю мехом выдры, бобра, белки, часто украшали золотой или серебряной тесьмой.

Один из главных казахских праздников – Наурыз. Его происхождение своими корнями уходит в дописьменную эпоху, отмечали его еще зороастрийцы. В наши дни совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов он связан с торжеством любви, плодородия, обновлением, которое несет весна. В старину дома было принято приводить в порядок к этому празднику, сажать цветы и деревья.

Сами казахи обязательно надевали праздничные одежды, ходили друг к другу в гости и обменивались поздравлениями, праздновали веселыми играми, лошадиными скачками.

Ритуальное блюдо этого праздника – наурыз-коже, которое обязательно должно было состоять из семи ингредиентов. Это мясо, вода, жир, соль, злаки, мука и молоко. Оно считалось символом мудрости, удачи и здоровья.

Это любимый многими казахский праздник, который сегодня отмечают в странах, куда разъезжаются представители этого народа.

Известные представители народа

Известные казахи в России играли важную роль в прославлении своего народа и успехах российского государства. В XIX веке это был генерал-майор Жангир-Керей-хан. Он был честолюбивым правителем, который активно продвигал политику царской власти.

Именно во время его руководства общественные земли начали массово отдавать во владения частным лицам, что приводило к их расхищению. Такая аграрная политика существенно усугубила социальное расслоение в обществе, что привело к народному восстанию, которое возглавили Тайманов и Утемисов.

Жангир-Керей жестко подавил его при поддержке русских войск.

В начале XX века пост министра почты и связи Российской империи занимал казах Губайдулла Джангиров. В истории он остался как один из чиновников, разрабатывавших положения о выборах в первую Государственную Думу. Так, казахи впервые в истории получили право выбирать представителей своего народа в органы власти. Также его считают родоначальником и одним из основателей российских войск связи.

В наши дни в России известно много казахов творческих профессий. Это сценарист и продюсер Вячеслав Дусмухаметов, который является автором популярных комедийных сериалов “Универ. Новая общага” и “Интерны”. Кстати, в “Интернах” играет популярный казахский актер, капитан команды КВН “Сборная Камызякского края” Азамат Мусагалиев.

В 2007 году в России скончался известный оперный певец казахского происхождения Эрик Курмангалиев.

Источник: https://FB.ru/article/379764/kazahi-proishojdenie-religiya-traditsii-obyichai-kultura-i-byit-istoriya-kazahskogo-naroda

Религия в Казахстане: основные конфессии, история и статистика

Основные религии казахстана религиозные конфессии в казахстане

Республика Казахстан (РК) – большое государство Центральной Азии, которое интересно своей богатой историей, традициями, обрядами и вероисповеданием.

Огромную территорию страны заселяет большое количество этносов, именно поэтому в Казахстане исповедуют различные религии.

Тем более, что в государстве с 1991 года признана демократия, религии здесь существуют равноправно, если они не запрещены на уровне закона.

Процентный состав вероисповедания в Казахстане на 2019 год выглядит следующим образом: буддисты составляют 0.09% населения, христиане — около 20%, иудаисты — 0.03%, протестанты — 2%, католики — 1.3%, мусульмане — около 70%.

Ислам в Казахстане

Основной религией Казахстана, которую исповедует 70 % населения, является ислам. Процесс становления этой религии затянулся на столетия с VIII по X в. Ислам в Казахстане зародился после Таласской битвы в 751 году.

В этой битве была остановлена экспансия Таньской империи на западе. Победа тюрков Тюргешского каганата и Аббасидского халифата дала возможность утвердиться исламу среди местных жителей Семеречья и Сырдарья.

Сегодня ислам в Казахстане исповедуется тюркским, кавказским и таджикским народом.

Суннизм

Суннизм – это направление ислама, при котором верующие не признают никакую особенную духовную власть над собой любого человека. Власть принадлежит исключительно Великому Пророку, а его заповеди являются главным постулатом жизни верующего человека. Верховная власть передается в руки правителям-халифам, которые не пишут законодательство, а растолковывают религиозные тексты.

Ханафитский мазхаб

Суннизм охватывает четыре школы – мазхаба, самая большая из которых ханафитская. Ее основатель Абу Ханиф изложил методологию богословия.

Своим ярким примером иллюстрировал верующим, как легко понять религиозные заповеди в обсуждениях, коллективных спорах и размышлениях.

Главной задачей Ханифа было побуждение и вдохновение единомышленников к размышлениям и проведениям разнообразных исследований. Отличительными особенностями школы являются:

  • отрицание какого-либо единого религиозного лидера;
  • полная адаптация для использования в реальной жизни.

Насколько население исповедует ислам публично

Большинство населения Казахстана считает себя мусульманами, поэтому старается соблюдать и чтить традиции и обряды веры. Самым распространённым обрядом, который выполняют практически все казахские мусульмане, является обрезание.

Также практически все они исполняют обряд погребения по-мусульмански. Сегодня на территории Казахстана действует около 2,5 тысяч мечетей, в то время как при СССР их было всего 63.

Со времен распада Союза количество мусульман значительно выросло.

История казахского народа

Становление казахского народа началось еще в бронзовом веке и продолжалось на протяжении тысячелетия.

Происхождение

Зарождение казахского народа условно делят на 3 этапа:

  1. Заселение Центральной Азии кочевниками, которые активно занимались скотоводством. Большое влияние на кочевников оказывают андроновские и тюркские племена, переселение гуннов. Термин «казах», который означает «свободный», «вольный» и «независимы», появился на свет именно благодаря тюркскому языку.
  2. С VI века благодаря приходу арабов происходит активное распространение ислама. Позже в XI веке происходит объединение племен тюрков и появление Степи кипчаков.
  3. Соединение воедино всех тюркских племен и родов. В середине XV века первые казахские ханы Керей и Жанибек собрали возле себя около ста тысяч местных и увели их в Семиречье, позже их стали называть казахами.

Культура и традиции

Культура казахского народа самобытна, поэтому пестрит разнообразными традициями. Казахи уделяют огромное внимание убранством: одежде и жилищу. Национальная кухня отличается своим разнообразием, особенно мясные блюда.

Казахи очень гостеприимные хозяева. Семья для казахов превыше всего, поэтому зачастую в их домах хранят любовь и уважение. С малку казахам прививают уважение к своим предкам, поэтому они досконально знают свое родовое дерево.

Шаманство

Небольшая прослойка казахского народа до сих пор верит в шаманство. К шаманам обращались за советом верховные правители кочевников. Простой народ искал у них спасения от разных болезней и злого рока.

Главной задачей шаманов является предотвращение опасных явлений. Шаманы с помощью транса способны нейтрализовать негативную энергию. Мусульманство практически вытеснило шаманов из общественной жизни казахов, но некоторые люди продолжают верить в их способности.

Особенно в критических ситуациях обращаются к ним за помощью.

Католицизм

В ХХ веке в результате Октябрьской революции в Казахстан переселили большое количество национальностей.

Несмотря на то, что в Советском Союзе не было место для религиозных людей, всячески приветствовался атеизм, изгнанники были преданы предкам и своему вероисповеданию, поэтому исповедовали свою веру – католицизм. В основном это были поляки и немцы.

Вера католиков была настолько сильна, что, несмотря на силу страха, они исправно посещали тайные службы и всяческими способами проповедовали.

 Протестантизм

Протестантизм в Казахстане зародился в момент присоединения его к Российской империи в XVIII веке.

Большой поток чиновников, ремесленников и крестьян немцев и прибалтов, хлынувший на эти земли, представлял из себя протестантов: баптистов, лютеранов и меннонитов.

 Протестанская вера набрала своей силы после того, как казахстанская католическая и реформаторская церкви стали получать поддержку из Польши и Германии. На благотворительную помощь были открыты школы, костелы, храмы.

Иудаизм

Во времена правления императора Николая I большое количество молодых евреев было направлено на обязательную воинскую службу в отдаленные части Российской империи, например Казахстан.

В 1870 году на территории Казахстана начала действовать первая еврейская община, в которую входили солдаты и их предки в количестве чуть меньше 100 человек. Только через время они смогли открыть первую синагогу и официально зарегистрировать еврейское молитвенное общество.

Сейчас действует движение Хабал Любавич, иудаизм исповедуют немного боле 5 тысяч евреев.

Источник: https://pensii-lgoty.ru/strany/religiya-v-kazahstane-osnovnye-konfessii

Политика Казахстана в сфере религии опирается на традиционные ценности

Основные религии казахстана религиозные конфессии в казахстане
По сути, речь идет о том, что на территории бывшего СССР стал широко распространяться религиозный прозелитизм — проповедничество представителей новых религиозных направлений среди той части населения, которая считается принадлежащей либо к традиционному для нашего региона ханафитскому мазхабу, либо к православному христианству.

Ситуация осложнялась тем, что в годы СССР уровень религиозности был очень низким вследствие господствующей в СССР идеологии, основанной на научном атеизме.

Соответственно, количество религиозных деятелей — как улемов в исламе, так и духовенства в православии — было очень немногочисленным.

В результате, когда после СССР и падения коммунистической идеологии началось активное возрождение интереса к религии,

традиционные для нашей территории религиозные организации в целом оказались к этому не готовы

Новые общины и практики

Начало активного взаимодействия с внешним миром привело к появлению здесь новых религиозных идей и направлений. Так, к примеру, в Казахстане

появилось много новых христианских общин, в основном протестантских,

которые активно занимались прозелетизмом на территории, где раньше преобладала православная церковь.

Кроме того, среди мусульман появилось много тех, кто после пребывания за границей — на арабском Востоке, в Пакистане и Турции — восприняли идеи различных направлений в исламе, которые часто отличались от традиционного для нашей страны ханафитского мазхаба.

Вернее, даже не от самого этого мазхаба, представлявшего одну из четырех школ правоведения в классическом суннитском исламе. Скорее

отличия были связаны с теми практиками в религии, которые накопились в местном исламе за сотни лет его существования

Среди таких практик, например, мавзолеи уважаемых религиозных деятелей прошлого, вроде мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, который является важной составной частью традиционного ислама в Казахстане и соседних районах Средней Азии.

Подобные мавзолеи составляют важную основу религиозной среды в регионе в рамках концепции аулие (захоронений местных святых) и широко распространены по всему Казахстану.

Неофиты в исламе

В то же время для широко распространенных в современном исламском мире религиозных взглядов часто характерно неприятие такой практики. Это связано с ее определением в качестве арабского термина ширк — возможного риска впасть в многобожие.

Такие взгляды особенно часто связаны с направлением в исламе ханбалитского мазхаба. Оно получило название «ваххабизм» по имени ибн абд аль-Ваххаба — в начале XIX века он действовал в Аравии вместе с основателем нынешней правящей семьи Саудовской Аравии. Сегодня сторонников подобных взглядов чаще называют салафитами.

В самом общем смысле они стремятся вернуться к первоначальной мусульманской общине и ее ценностям

Поэтому многие неофиты в исламе отрицают традиционные религиозные практики, в том числе посещение мавзолея Ахмеда Ясави. Но значение имеют не только салафиты и ваххабиты. В конце концов сегодня даже в Саудовской Аравии правящая семья инициировала весьма значительные реформы, чтобы уйти от свойственной этой стране архаики.

Вопрос в том, что многие другие направления в исламе – от Братьев-мусульман до деобандийцев — имеют свою точку зрения на происходящие процессы в религии и обществе.

И очень часто они далеки от традиционного понимания ислама и в Казахстане, и в нашем регионе

Все они часто отражают бурные политические процессы, которые происходят в мире современного ислама.

Эффективная политика в области религии

Во многом в связи с этим

среди них встречаются и весьма радикальные движения. Часто они не хотят дискуссии, поиска компромисса,

что все-таки более свойственно для любой религии, они хотят изменить ситуацию, которая им кажется неправильной здесь и сейчас. Естественно, это не может устроить большинство общества и государство.

Любое светское государство заинтересовано в умеренной роли религии в жизни общества

и уж абсолютно точно оно не может согласиться с появлением идей по радикальному переустройству мира по какой-либо религиозной матрице. Любые неофиты от религии — это всегда меньшинство.

Большая часть общества ориентируется на традиционные ценности и привычное восприятие религии в жизни

При этом религиозность — важный момент в жизни многих людей, и это всегда надо учитывать.

В Казахстане государство в области религии проводит весьма эффективную и умеренную политику, которая главным образом опирается как раз на традиционные религиозные ценности. И эти ценности, в свою очередь, являются частью традиционного образа жизни, который находится в основе стабильности общественных отношений.

Источник: https://365info.kz/2018/12/politika-kazahstana-v-sfere-religii-opiraetsya-na-traditsionnye-tsennosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.