Основные цели буддизма. Интересные факты о буддизме

Интересные факты о буддизме. Что не расскажут по ТВ

Основные цели буддизма. Интересные факты о буддизме

Буддизм — религиозно-философское учение, которое распространено по всему миру. В нашей стране также много последователей Учения Будды, однако для большинства людей Будда — это какой-то то ли индийский философ, то ли китайский бог, который к нашей культуре якобы не имеет никакого отношения. Но это большое заблуждение.

В целом, представление о буддизме у большинства людей весьма искажённое и обусловленное разного рода стереотипами о том, что буддизм, дескать, проповедует безразличное отношение к реальной жизни, отказ от всего на свете и призывает чуть ли не бросить всё и, обернувшись простынёй, «сидеть под деревом», равномерно дыша носом.

Это также не более чем стереотип.

Будда Шакьямуни, который посетил наш мир 2500 лет назад, во-первых, как ни странно прозвучит, вовсе не является основателем буддизма.

Принц Сиддхартха (которого впоследствии стали называть Буддой), покинув царский дворец, несколько лет посвятил практике йоги и медитации, чтобы найти путь освобождения от страданий. И, познав Истину, просто делился опытом со своими последователями.

То же, что сегодня мы знаем как буддизм, — уже весьма видоизменённая форма Учения Будды, и больше напоминает религию, нежели философско-практическое учение о мироустройстве. Во-вторых, Будда имеет прямое отношение к нашей культуре.

Есть реальные исторические свидетельства о том, что род Шакья (выходцем из которого является Принц Сиддхартха, ставший Буддой) в своё время жил не где-нибудь, а на территории современной Украины, если быть точнее, в районе современного Запорожья. Потом, под влиянием различных причин, рода Шакья был вынужден переместиться на территорию Индии, где уже и родился Принц Сиддхартха. Получается, что род Шакья жил на территории славянских народов и имеет прямое отношение к нашей культуре.

Таким образом, заявления о том, что Учение Будды — это «чужая культура», не имеют под собой никакого основанияю.

И самый главный парадокс состоит в следующем: в христианской традиции, последователи которой в большинстве своём негативно относятся к личности Будды и его Учению, описывается история некоего индийского царевича Иоасафа, который православной церковью почитается как святой. И история царевича Иоасафа практически на 100 % совпадает с жизнеописанием Будды Шакьямуни.

В «Католической энциклопедии» редакции 1913-го года можно прочитать о том, что история царевича Иоасафа — это переработанное христианскими богословами сказание о Будде Шакьямуни. Поэтому утверждения о том, что Учение Будды — это «чужая культура», не выдерживают абсолютно никакой критики.

Факты о буддизме

Недостаток информации об Учении Будды порождает множество стереотипов и домыслов.

Наиболее распространён стереотип, что буддизм призывает к бездействию, дескать, «всё есть страдание», поэтому какой смысл вообще что-либо делать? Но это также большое заблуждение.

Будда, давая своё Учение, трижды повернул «Колесо Дхармы», то есть дал три версии своего Учения, и каждая из них была более совершенной версией предыдущей.

Если первый поворот Колеса Дхармы призывает стремиться к личному Освобождению от страданий, сосредоточиться на личной практике и главной целью объявляется нирвана, то второй поворот Колеса Дхармы предлагает своим последователям идею о Пути Бодхисаттвы.

Бодхисаттва — это существо, которое зародило в себе стремление достичь состояния Будды, но не ради личного блага, а ради блага всех живых существ. Этим последователи Махаяны отличаются от последователей Хинаяны.

Если вторые стремятся только к личному Освобождению, то Путь Бодхисаттвы состоит в том, чтобы стремиться освободить как можно большее количество живых существ из Сансары, круговорота перерождений. Таким образом, утверждение о том, что Учение Будды призывает к бездействию и праздному времяпровождению под деревом, — это заблуждение.

Будда не призывал к практике ради самой практики. В первой своей проповеди он призывал своих последователей практиковать, чтобы освободиться от страданий, но не для того, чтобы провести остаток жизни, «сидя под деревом», а для того, чтобы жизнь была более гармоничной, эффективной и в ней было как можно меньше страданий.

Что же касается Пути Бодхисаттвы, о котором Будда говорил в своей проповеди на горе Гридхракута, то целью практики и вовсе считается служение всем живым существам. Будда призывал последователей неустанно трудиться ради блага живых существ. И даже сказал знаменательную фразу, которая как нельзя лучше отражает суть его учения: «Будды дают учение только Бодхисаттвам».

То есть речь идёт о том, что Будда учит только тех, кто затем будет применять его Учение ради освобождения всех живых существ от страданий, а не «сидеть под деревом».

И эта концепция, как можно заметить, идёт в разрез с общепринятыми представлениями об Учении Будды среди большинства людей, которые часто формируют свой взгляд на буддизм на основе каких-то фильмов, общепринятых домыслов и так далее.

Самое интересное про буддизм

Наиболее же интересным является третий поворот Колеса Дхармы, на котором было основано Учение Ваджраяны, «алмазной колесницы». Ваджраяна также проповедует Путь Бодхисаттвы. Её философия очень схожа с философией Махаяны, но сами методики продвижения по Пути отличаются.

Ваджраяна предлагает более эффективные методы практики, которые позволяют, согласно утверждениям последователей, достичь состояния Будды всего за одну жизнь. Что же предлагает нам Ваджраяна? Главным методом продвижения в Ваджраяне считаются концентрация на образе просветлённого существа и повторение мантры.

Тут действует простой принцип: «О чём мы думаем, тем мы и становимся». И, концентрируясь на просветлённом существе, мы постепенно перенимаем его качества. А мантра позволяет более эффективно сосредоточить ум на энергии просветлённого существа, на котором мы концентрируемся.

Одной из наиболее распространённых практик в Ваджраяне является концентрация на образе Бодхисаттвы Авалокитешвары, который является воплощением абсолютного сострадания всех Будд.

А мантра Бодхисаттвы Авалокитешвары — ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ — это, своего рода, звуковой ключ, который позволяет раскрыть в себе качества Бодхисаттвы Авалокитешвары и сделать медитацию на его образ эффективной. Существует информация, что для достижения полного Просветления необходимо повторить мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ миллиард раз! По самым приблизительным подсчётам, даже при довольно быстрой скорости начитки, на это уйдёт около 140 лет!

Преимущественно среди тибетских буддистов считается, что Ваджраяна является наиболее совершенной версией Учения Будды, так как предлагает максимально эффективные методики движения по Пути.

В Тибете популярно мнение, что сам Будда Шакьямуни дал лишь некоторые наставления, которые вошли в традицию Ваджраяны, а большая часть практик, наставлений и философских концепций была получена от других Будд, Бодхисаттв или была постигнута великими практиками во время глубоких медитаций.

Обязательными условиями для практики учения Ваджраяны традиционно считаются мотивация Бодхисаттвы (сострадание ко всем живым существам), а также глубокое понимание и осознание таких концепций, как «пустотность» и «чистое видение».

Если говорить просто, то пустотность — это понимание того, что «форма есть пустота, а пустота есть форма».

Более подробно эта концепция изложена в Сутре Сердца, в которой описана проповедь Бодхисаттвы Авалокитешвары на тему запредельной мудрости.

Что касается чистого видения, речь идёт о восприятии вещей такими, какие они есть. Но это нужно понимать не просто на уровне ума. Это постигается путём глубоких медитативных опытов.

Можно сделать вывод, что Учение Будды гораздо более многогранно и увлекательно, чем традиционно принято считать в нашем обществе. Учение Будды — это не «сидеть под деревом» и «созерцать».

Учение Будды — это, в первую очередь, путь развития в себе сострадания ко всем живым существам, это путь обретения контроля над своим умом, путь познания своего собственного мира и, самое главное — зарождения в себе мотивации эффективно жить ради блага всех живых существ.

Также интересна сама уникальность такого явления, как приход Будды в наш мир. На самом деле, Будда Шакьямуни — это далеко не первый Будда, который пришёл в мир, чтобы наставить живых существ в Дхарме. До него приходили Будды и будут приходить после него. Будда Шакьямуни — это лишь Будда нашей эпохи, поэтому именно он так популярен.

И уникальность его прихода в том, что Будда в принципе не может прийти в Кали-югу. Потому что в этом нет смысла. Что такое период Кали-юги? Вся жизнь Вселенной делится на четыре этапа подобно тому, как год делится на времена года.

Есть благостный период — Сатья-юга, — когда, проще говоря, у всех всё хорошо, все развиваются, никто никому не мешает жить. А есть тёмный период — Кали-юга, — когда все деградируют и у всех всё не очень хорошо. И есть два промежуточных периода.

Так вот, Будде просто нет смысла приходить в Кали-югу, потому что его никто не сможет понять, — люди заняты, мягко говоря, несколько другими вещами: войнами, заработком денег, развлечениями и так далее.

И приход Будды Шакьямуни в Кали-югу — это проявление величайшего сострадания к нашему миру со стороны этого просветлённого существа, который решил, несмотря ни на что, сделать попытку вырвать нас из тьмы невежества. И надо сказать, ему это неплохо удалось. Учение Будды является той путеводной звездой, которая многих ведёт к освобождению от страданий.

И для достижения совершенства на этом пути недостаточно постичь философские концепции. На этом пути важна практика. Одной из важнейших в буддизме является дыхательная практика Апанасати Хинаяна. Несмотря на свою кажущуюся простоту, она очень эффективна. Сам Будда Шакьямуни дал её своим ученикам.

Есть даже такое мнение, что он сам достиг Просветления путём этой дыхательной практики, которую он выполнял на протяжении семи дней непрерывно. Неизвестно, насколько достоверно это утверждение, но даже ежедневная практика этого дыхательного упражнения по 30–60 минут даёт довольно серьёзные результаты.

Суть состоит в наблюдении за своим дыханием и постепенным увеличением вдоха и выдоха. К примеру, вдох — пять секунд, выдох — пять секунд, затем вдох — шесть секунд, выдох — шесть секунд и так далее до момента ощущения дискомфорта. Затем следует уменьшать длительность вдоха и выдоха в обратном порядке.

Эта практика позволяет повысить уровень осознанности, обрести состояние спокойствия и контроль над своим умом. А как говорил Будда Шакьямуни: «Нет счастья, равного спокойствию». И если поразмышлять над этими словами, то можно прийти к выводу, что так оно и есть.

Ведь все причины страданий порождаются нашим беспокойным умом, который интерпретирует вполне нейтральные события как приятные или неприятные.

Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/interesnye-fakty-o-buddizme/

Буддизм – основные идеи кратко, философия буддизма

Основные цели буддизма. Интересные факты о буддизме

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений.

Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми.

Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э.

в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью.

И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников.

Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения.

Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды.

Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей.

Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Праздник Махашиваратри – великая ночь Шивы

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.

  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три драгоценности

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.

  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые буддой

  1. жизнь человека – есть страдание. все вещи непостоянны и переходящие. возникая, все должно быть уничтожено. само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. страдания возникают из-за желаний.

    человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.

  3. избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды.

    благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.

  4. для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения.

    именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

представление о боге в буддизмекомплекс буддийских храмов

восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, философия буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки – нажмите CTRL+D

Источник: https://indiada.ru/religia/buddizm-osnovnye-idei.html

Интересные факты о буддизме

Основные цели буддизма. Интересные факты о буддизме

Приблизительно в шестом веке до н.э., в древней Индии зародилась первая и самая древняя  из трех основных мировых религий – буддизм.

Очень быстро, выйдя за рамки государственных и этнических границ, «Учение Просветленного» (так дословно переводится слово «буддизм») распространилось по странам Азии и Дальнего Востока.

Сегодня численность приверженцев буддизма по всему миру насчитывает, по разным сведениям, от 430 до 1300 млн. человек. Цель буддизма – достижение Просветления — освобождения от страданий, приобретения состояния необусловленного счастья.

Представим Вашему вниманию самые важные и интересные факты о буддизме.

Буддизм

— Буддизму 2,5 тысячи лет. Эта религия зародилась на пятьсот лет раньше возникновения христианства и на тысячу с лишним лет раньше ислама.

— Основатель буддизма – Будда Шакьямуни (имя от рождения Сиддхартха Гаутама).

-Буддизм – это не совсем религия в общепринятом ее понимании. Скорее, это философское учение, духовная практика, путь самопознания

— В буддизме нет церкви и священнослужителей. Есть община, формирующаяся в буддийском храме или монастыре. Монахи, составляющие общину, беседуют с мирянами, учат их морали. Никаких исповедей и отпущения грехов – только передача Знания.

Взамен посетители монастыря несут монахам подаяния. Монахи буддийских храмов не могут добывать и готовить для себя еду. Употреблять в пищу они могут только то, что приносят посетители в виде подаяния.

Буддистскими монахами, наряду с мужчинами, могут быть и женщины.

— В буддизме считается несущественным вопрос о наличии или отсутствии Бога. В то же время не требуется и отрицание Бога. Многие адепты учения Будды являются одновременно и приверженцами различных религий.

— Время посещения буддистских храмов не ограничено. Желающие могут посетить его в любое время.

— Ненасилие – принцип буддизма. Но, при необходимости, допустимо принятие мер по предотвращению насилия. Монахи Шаолиня – самый известный пример этому. Нападать воинам Шаолиня запрещено, им можно только защищаться. Созданный за сотни лет боевой комплекс, включает в себя тайные приемы, воздействующие на болевые точки, приемы захватов и освобождения от них.

— Тибет – цитадель буддизма на протяжении тысячелетия.

— Все буддисты — приверженцы 5-ти важных заповедей: не убей, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пей вина.

— Буддизм еще называют «религией опыта», так как основная его концепция – личная практика, проверка Учения на истинность посредством собственного опыта.

Будда призывал учеников не доверять, чьим бы то ни было, словам (включая его собственные слова) и не следовать чужим советам до того времени, пока не выяснится истинность этих слов и советов.

«Будьте сами себе путеводным светом» — наказал Будда своим ученикам прежде, чем покинул этот мир.

Будда

Основателем буддизма считается сын раджа маленького индийского княжества по имени Сиддхартха Гаутама. Надеясь на то, что сын станет великим царем (по предсказанию отшельника-провидца), отец всячески ограждал Сиддхартха от всего плохого.

Мальчик рос в роскоши, не имея никакого понятия о человеческих страданиях, болезнях и смерти. Когда Сиддхартхе исполнилось 16 лет, он женился. Через несколько лет у него появился сын.

Имея все необходимое для спокойной жизни, Сиддхартха все равно чувствовал, что эти блага не являются самым важным в жизни и не могут быть конечной ее целью.

Все изменилось, когда Гаутаме исполнилось 29 лет. Однажды, выехав за пределы дворца, он увидел четыре зрелища, полностью изменившие его будущую жизнь. Это были: нищий странник, больной человек, разлагающееся тело мертвого бродяги и отшельник.

К принцу пришло осознание всей неизбежности болезней, мучений, старения и смерти. Пришло понимание того, что ни золото, ни власть не способны оградить его от суровых реалий жизни.

Все это подвигло Сиддхартху на то, что на тридцатом году жизни, оставив дом, семью и богатство, он отправился на поиски причин страданий человека и возможностей избавления от этих страданий.

Пять лет самопознания через аскезу, йогу и медитацию привели к тому, что Гаутама достиг нирваны – Пробуждения. Пришло понимание причин человеческих страданий и пути устранения этих причин. Знание это позже получило название: «Четыре Благородные Истины», а Сиддхартху стали называть Буддой (пробудившимся).

Все оставшиеся годы жизни – 45 лет Будда провел, путешествуя по Индии и проповедуя свое Учение.

«Четыре Благородные Истины»

  • Вся человеческая жизнь – страдание.
  • Причина человеческого страдания – желание
  • Избавление от желаний – избавление от страданий.
  • Достижение нирваны возможно, если следовать восьмеричным путем спасения:

правильное понимание – мир полон страданий и скорби;

правильные намерения – четко определенный путь, ограничение стремлений и страстей;

правильная речь – правдивая и доброжелательная, не содержащая скверны;

правильные поступки – совершение только добрых дел, не допуская недобродетельных поступков;

правильный образ жизни – ведение достойной жизни без нанесения вреда всему живому;

правильные усилия – контролирование своих мыслей, настраивая их на добро и изгоняя зло;

правильные помыслы – нужно уяснить то, что зло идет от нашей плоти;

правильная сосредоточенность – постоянные тренировки в достижении сосредоточенности, созерцание и поиск истины.

Напоследок, еще несколько интересных фактов о буддизме:

  • Первая книга, напечатанная типографским способом – буддистский документ «Чикчи», заключающий в себе тексты проповедей Будды и жизнеописания буддистских монахов и проповедников. Напечатана она была в Корее, в 1377г. — за 78 лет до издания известной библии Гутенберга.
  • Женщину, достигшую освобождения и совершенства, в буддизме называют Тарой. Российская императрица Екатерина II за особые заслуги была удостоена чести быть признанной буддистами земным воплощением Белой Тары. С тех пор все правители государства Российского почитались именно в этой ипостаси. В независимости, были это женщины, или мужчины.

Источник: https://KnowWorld.ru/fakty/interesnyie-faktyi-o-buddizme/

Интересные факты о будде – Вот Это Да!

Основные цели буддизма. Интересные факты о буддизме

Приблизительно в шестом веке до н.э., в древней Индии зародилась первая и самая древняя  из трех основных мировых религий – буддизм.

Очень быстро, выйдя за рамки государственных и этнических границ, «Учение Просветленного» (так дословно переводится слово «буддизм») распространилось по странам Азии и Дальнего Востока.

Сегодня численность приверженцев буддизма по всему миру насчитывает, по разным сведениям, от 430 до 1300 млн. человек. Цель буддизма – достижение Просветления — освобождения от страданий, приобретения состояния необусловленного счастья.

Представим Вашему вниманию самые важные и интересные факты о буддизме.

10 любопытных фактов о Будде, которые разрушают стереотипы

Его легенда вечна.

Сиддхартха Гаутама, принц небольшого королевства у подножия Гималаев был рожден в мире роскоши, но после того, как он столкнулся с человеческими страданиями он ушёл из дому в поисках ответов на мучившие его вопросы и стал бездомным бродягой. После нескольких лет поисков Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал Буддой. В нашем обзоре десятка интересных фактов о том, кем был Будда на самом деле.

1. Будда – не религиозный лидер

Будда не считал себя основателем новой религии.

Это, возможно, один из самых ироничных фактов, связанных с жизнью Будды: Так называемый “основатель” буддизма вообще никогда не утверждал, что основал религию. К тому же нет каких либо достоверных исторических данных по поводу того, что Будда сознательно решил заложить основы нового религиозного движения или видел себя в качестве религиозного лидера.

Будда считал себя учителем, который отвергал пути традиционной индуистской религиозной ортодоксии и предложил альтернативный путь.

Вместо того, чтобы основать новую религию, Будда основал секту подвижников-бродяг – одну из многих подобных сект, которые существовали в то время в Индии.

Только после смерти Будды сообщество, которое он основал, постепенно превратилось в движение, подобное религии.

2. Семья Будды

Принц или не принц – вот в чём вопрос?

Многочисленные легенды о Будде описывают его как принца, сына короля Суддходана Гаутамы. Тем не менее, нет никаких документальных данных считать, что Будда был принцем.

Есть мнение, что отец Будды был на самом деле региональным лидером, кем-то вроде вождя племени. Общественная организация, во время которой жил Будда, напоминала республиканский строй, а не монархию.

Проводились регулярные встречи между членами самых влиятельных семей. Семья Будды была одной из самых влиятельных семей в рамках этой системы.

3. Родной город Будды

Раскопки на предполагаемой Родине Будды.

Буддийские источники упоминают в качестве родины Будды, где он жил до 29 лет, город Капилавасту. Предполагается, что это место находится в районе современного Тилауракота, в Южном Непале, недалеко от индо-непальской границы. Когда археологи начали изучать это место, то материал, который они нашли, вовсе не датировался предполагаемым возрастом города. 

Капилавасту, как предполагается, был основан за сто лет или более того до рождения Будды, но не было найдено ни одного артефакта, подтверждающего это. 

Была и другая версия – Капилавасту на самом деле находится в Северной Инди, а родиной Будды является поселение на месте современного села Пайпрагава. Спор продолжается до сих пор, и точное место рождения Будды остается спорным. 

Усугубляют проблему записи древних китайских паломников Фасяня и Сюаньцзаня, которые путешествовали в данной в этих местах IV и VII веках нашей эры. Оба писали, что Капилавасту находился намного западнее от Лумбини (места рождения Будды).

4. Неточности в хронологии

Рождение Будды.

Традиционно датой рождения Будды принято считать примерно 560 г. до н.э. Но учёные считают, что это не так и указывают, что эта дата не совпадает с датой царствованием Ашоки, одного из самых известных правителей Индии, который правил с 268 до 232 г. до н.э.

Когда ученые узнали точные даты правления Ашоки, оказалось, что они просчитались в традиционной хронологии. Большинство ученых сегодня согласны с ранними буддийскими источниками, которые утверждают, что Будда умер за 100 лет до царствования Ашоки в возрасте 80 лет – примерно в 450 г. до н.э.

Но это никак не 100 лет до начала эры правления Ашоки.

5.Скромное начало

Буддизм как религия.

Сегодня на основании археологических и исторических записей можно утверждать, что вначале секта, основанная Буддой, не имела каких-либо значительных успехов в плане обретения последователей. После того, как Будда умер, движение, которое он основал, было относительно весьма скромным движением. Однако, к III до н.э. эта картина полностью изменилась. 

Ашока превратил буддизм в государственную религию Индии, а также начал привлекать многих буддийских монахов в политические процессы при принятии решений своим правительством. Между смертью Будды и временем правления Ашоки свидетельств о буддизме почти нет, а во время правления Ашоки их появляется уже великое множество.

6. Не “божий человек”

Просто человек, которому молятся.

Большое число религиозных деятелей и основателей религий утверждают, что они или боги, или проявления богов или пророки богов. Будда же никогда не утверждал, что был богом.

Также он никогда не утверждал, что был пророком или божьим посланником.

Единственное, что он проповедовал, так это свою убежденность в том, что знания и личные усилия, а не преданность богам, являются истинными средствами спасения, и старался донести мысль о том, что все люди равны.

7. Не вегетарианец

Буддизм и вегетарианство.

Существует широко распространенное мнение, что Будда являлся строгим вегетарианцем. Но даже самые ранние буддийские источники упоминают о том, что Будда с удовольствием ел мясо. Более того, он даже прописывал мясные бульоны в качестве способа лечения некоторых заболеваний. Вегетарианство появилось в буддийских практиках через многие годы после того, как Будда скончался.

8. Вера в предыдущие перевоплощения

Первые шаги Будды.

На заре своего существования буддизм должен был “конкурировать” с несколькими традициями, которые были популярны в то время. Чтобы занять свою нишу ранние буддисты создали множество литературных произведений о “прошлых буддах”, подчёркивая, что буддизм – это вечная и бесконечная истина. 

Интересно отметить, что в общих чертах многие из этих историй одинаковы: все прошлые Будды сидели со скрещенными ногами в утробе матери. Все они делали семь шагов к северу сразу же после рождения. Все они отрекались от мирских благ после того, как видели больного старика, покойника и нищий. Все они достигали состояния просветления, сидя на траве.

9. Будда как божество

Перевоплощения в буддизме.

Как это ни парадоксально, но человек, учение которого заключалось в единстве человечества и равенстве между людьми, стал считаться богом. Во многих разновидностях индуизма Будда считается божеством, одним из многочисленных проявлений бога Вишну.

Еще более парадоксальным является тот факт, что “поднятие” статуса Будды ничуть не сделало его более могущественным. В индуизме, переполненном бесчисленными божествами, превращение Будды в бога сделало его просто еще одним рядовым богом среди тысяч.

10. Останки Будды

Останки Будды.

Махапаринирвана Сутра (древний буддийский текст, написанный в последние дни Будды) описывает то, как его последователи кремировали Будду после того, как он скончался.

Остатки были разделены на восемь частей. Каждая из этих частей была направлена в восемь различных индийских штатов, которые посетил Будда во время его жизни.

В каждом штате была возведена ступа, в которой были захоронены останки.

Другие источники утверждают, что в течение третьего века нашей эры Ашока приказал вскрыть эти восемь ступ и разделить кремированные останки Будды на большее количество частей, а также построить больше ступ в качестве реликвий во всем расширяющемся буддийском мире . Даже сегодня сохранились несколько храмов, которые утверждают, чтобы в них хранятся “реликвии” Будды.

Источник

Источник:

Интересные факты о буддизме

Когда Сиддхартха родился, мудрецы предсказали отцу, что этот ребёнок будет наделён огромной властью. Он может стать великим государем или мудрецом, которому не будет равных на свете. Родные хотели, чтобы мальчик продолжил царскую династию.

Источник: https://buk-journal.ru/istoriya/interesnye-fakty-o-budde.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.