Казахи мусульмане или православные. Русский Туркестан. История, люди, нравы

История проникновения ислама в Казахстан

Казахи мусульмане или православные. Русский Туркестан. История, люди, нравы
https://365info.

kz/2017/06/altaj-region-gde-proizoshlo-geneticheskie-smeshenie-evropejtsev-i-aziatov/

Распространение ислама было замедлено монгольским завоеванием, принесшим в Среднюю Азию и Казахстан новые группы населения (тюрков и монголов) со своей традиционной религией. Тем не менее, в течение средневековья ислам неуклонно продвигался в кочевую степь, захватывая новые и новые группы населения.

Период Золотой орды

Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынском хане Берке (1255-66) и усилилась при Узбеке (1312-40). Проповедники ислама шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира.

Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства. Большой вклад в распространение ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес основатель суфийского ордена Ясавия уроженец города Сайрама (Исфиджаба) Ходжа Ахмет Ясави (умер в 1166-67 гг. в г. Туркестан).

Его стихи проповедовали величие бога и необходимость смирения.

Обращение в ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества

Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.

19-й век

Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно. Даже в XIX в. мусульманство не проникло в жизнь казахов столь глубоко, как у издавна оседлого среднеазиатского населения.

В связи с особенностями бытового уклада (жизнь в юртах, сезонные передвижения) у казахов не было затворничества женщин

Они не закрывали лицо покрывалом, юноши и девушки пользовались значительной свободой общения.

Однако позиции ислама из года в год становились все более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее ислам в казахских степях.

Массовая депортация чеченцев и ингушей: история в фотографиях

С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное внедрение мусульманского права в жизнь казахов. Арын-газы счел нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на шариат.

Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми. Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу.

При всей примитивности обучения деятельность мулл приносила ощутимые плоды — грамотность среди казахов росла

Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение ислама.

XX-й век

В предреволюционные годы к казахам проникают и идеи мусульманского модернизма (джадидизма), сформировавшегося как общественно-политическое движение среди татар Поволжья и Крыма.

Одной из центральных задач модернистов был отказ от средневековой схоластики и преподавание светских наук, русского языка

Повсюду стали появляться новометодные школы — вначале в городах, а затем в крупных населенных пунктах и некоторых аулах, которые несли с собой новые идеи и знания.

Между мечетью и подиумом: история алматинки в исламе

О распространении мусульманства в Степи писал выдающийся казахский ученый Шокан Валиханов, будучи сам свидетелем происходящих событий и изменений в духовной сфере в казахском обществе первой половины XIX века. В статье «О мусульманстве в Степи» он пишет:

Мусульманство еще не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. У нас в Степи теперь период двоеверия, как было на Руси во времена преподобного Нестора

«Россия в числе сыновей своих, — отмечал Шокан Валиханов, — имеет немало народностей иноверческих и инородческих, которые ведут образ жизни, диаметрально противоположный образу жизни коренного русского населения, имеют обычаи и нравы, диаметрально противоположные нравам и обычаям русских славянского племени.

Понятно, что преобразования, проектированные для христианского и оседлого русского населения, не принесут никакой пользы и будут бессмысленны, если будут всецело применены к кочевым и бродячим инородцам Европейской и Азиатской России».

Он рекомендует администрации и правительству «быть чрезвычайно внимательным и осторожным» при проведении реформ, затрагивающих судьбы миллионов людей».

Источник: Информационно-аналитический центр

Источник: https://365info.kz/2017/07/istoriya-proniknoveniya-islama-v-kazahstane

Религия Казахстана

Казахи мусульмане или православные. Русский Туркестан. История, люди, нравы

Республика Казахстан – уникальное государство с древней, богатой историей и интересными обычаями и традициями, которые казахстанцы сохраняют с любовью и уважением к своим предкам.

На огромной территории этой страны, привольно раскинувшейся в Центральной Азии, проживает более ста этносов, каждый из которых может исповедовать любую религию.

Государство Казахстан о в 1991 году объявило себя независимым, демократическим и светским государством.

Здесь бок о бок развиваются практически все религии мира, если они не объявлены вне законы и не наносят вреда здоровью психике людей.

Древняя религия

Кочевники – скотоводы, населяющие земли Центральной Азии еще во втором веке до н.э., поклонялись Великому Тенгри – вечно голубому небу. По этой религии весь мир состоял из трех частей: мир небу – божеств, мир срединный – людей и мир подземный – темных сил.

По небу ведет свое вечное путешествие солнцеголовый Митра, а Тенгри – верховное божество, благоволит к людям и охраняет их от всяческих бед. Таинственный Яму царствует в сумрачном мире мертвых, куда отправляются все после смерти.

Все природные явления связывались с религиозными представлениями и объяснялись природной и хозяйственной необходимостью.

Например, добрый Зенги – ата являлся покровителем животных, он мог быстро покарать человека, который груб со своим скотом, плохо за ним ухаживает и не приносит необходимых жертв богам.

Ана- балык в образе полуженщины – полурыбы покровительствует всем речным и озерным жителям, а также приносит удачу рыбакам.

Все необходимые обряды совершали шаманы, которые пользовались огромным уважением. Иногда шаманами становились старейшины рода, они обращались к Тенгри с просьбами, а также приносили жертвы. В качестве жертвы обычно выбирался самый быстроногий конь, чье мясо затем делили между всеми жителями рода.

С южных областях Казахстана в древних мазарах сохранились казаны, вмешавшие в себя туши двух – трех коров или лошадей, для приготовления жертвенной трапезы.

Появление ислама на территории Казахстана

Впервые ислам появился на территории Центральной Азии в 7-8 веках во времена арабского завоевания. После Атлахской битвы в 751 году арабы остались в южных городах Семиречья и стали активно проповедовать свою религию.

Именно в это время появились первые мечети в Таразе, Суябе, Сайране и других богатых городах, которые являлись также центрами торговли на Великом Шелковом пути.

Но среди кочевого населения ислам не прижился, поскольку требовал точных выполнений своих догм: совершение намаза несколько раз в день, специальные омовения, соблюдения поста и т.д.

В 955 году верховный правитель государства Караханидов принял ислам и приказал то же сделать всем своим советникам, поскольку надеялся при помощи арабов укрепить свою власть и добиться закона о престолонаследии. После падения государства в 1211 году эти территории захватили найманы, исповедующие христианство,буддизм и шаманизм и  ислам вновь остался лишь в южных городах.

После монгольского завоевания хан Узбек в 1312 году предложил своим подданным выбор: или смерть, или ислам, то есть, можно сказать, что исламская религия вводилась силой, встречая всяческое сопротивление местного населения.

Очень долго после этого кочевники на словах проповедовали веру в Аллаха, но на деле все же являлись язычниками и шаманистами.

Хотя в южных и юго-восточных городах ислам оказал огромное влияние и на культуру, и на образование и на духовную жизнь общества.

Появление христианства

Появление христианства на землях Казахстана тесно связано с племенами согдийцев,  которые в 7-8 веках  по ВШП двигались со стороны Ирана и, конечно, несли свет своей культуры тюркским племенам. Во времена эпидемии чумы именно согдийцы убеждали тюрок и каракитаев принять их религию во избежание болезни и научили изображать на лбу черный крест, как символ веры.

С 1007 года после попыток захвата азиатских земель найманами сюда просочилось христианство несторианского толка, но оно было распространено только в Семиречье и Юго-Восточных регионах и практически только у знатных и богатых людей.

Католицизм в Казахстане

В ХХ веке после Октябрьского переворота Казахстан превратился в огромный концлагерь для инакомыслящих, диссидентов и людей, по мнению правительства, способных на измену. Поэтому сюда переселяли немцев, корейцев, поляков, аварцев и других.

И хотя СССР являлся по Конституции светским и свободным государством, на деле государственной религией можно назвать атеизм, то есть полный отказ от любых религиозных убеждений.

Все же все эти люди, враз потерявшие и свой дом, и имущество, и даже все свои гражданские права, исправно исповедовали религии своих предков и старались всячески сохранить свою национальную культуру.

Так, поляки, насильственно переселенные в Казахстан в 1939 году и немцы, попавшие сюда в 1941 году, стали оплотом католической религии. Хотя, конечно, все службы проходили тайно, поскольку были запрещены,  вера в своего Бога жила и потребность в духовном утешении была сильнее страха наказания.

История протестантской религии

После присоединения Казахстана к Российской империи в 1731 году сюда хлынули не только военные, но и торговый люд. Огромные и практически неосвоенные земли сулили баснословные барыши.

Поскольку царское правительство было заинтересовано в развитии торговли и ремесла, то были изданы законы, разрешающие беспошлинную торговлю и выданы государственные субсидии. Военные крепости, появившиеся на севере и северо-востоке страны,  скоро превратились в торговые города.

В Казахстан хлынул огромный людской поток: чиновники, купцы, ремесленники, крестьяне. Среди них было много немцев и прибалтов, являвшихся протестантами: баптистами, лютеранами и меннонитами.

Переселенные в Казахстан в сороковые годы немцы и поляки были частично католиками, частично протестантами. В пятидесятые годы появилось множество действующих нелегально молельных домов.

После обретения независимости казахстанская католическая и реформаторская церкви получали помощь из стран Запада, преимущественно из Польши и Германии. Были построены новые костелы и храмы, открыты церковные школы, были выделены значительные суммы в виде гуманитарной помощи.

Проявления буддизма в Казахстане

Буддизм зародился в Индии и уже оттуда по ВШП проник в центральные районы Азии и далее в Европу. Именно поэтому центры буддизма и ламаизма появились в Семиречье и Туркестане.

Современными археологами обнаружены остатки буддистских храмов около городища Ак-Бешим, позже города Суяба, бывшего столицей четырех государств. До сих пор при раскопках по старым трассам ВШП находят индийские статуэтки, символизирующие Будду, медную посуду, предметы культа и т.д.

С 603 года в Западно-Тюрскском государстве буддизм стал государственной религией и оказал заметное влияние на духовную культуру тюрок, карлуков и огузов.

После появление ислама буддизм утратил свое влияние и сохранился лишь в некоторых самых отдаленных городах Туркестана.

Сегодня в Казахстане буддистов насчитывается около 15 000 человек.

Состояние религии в современном Казахстане

Республика Казахстан – светское государство, т.е. здесь нет ни одной государственной религии, и каждый может исповедовать те религиозные убеждения, которые получил от своих предков или к которым испытывает тяготение.

Большинство населения Казахстана считают себя верующими (до 95%), и только около 3% объявляют открыто о своем атеизме.

Поскольку за годы независимости ( с 1991 года)в Казахстан на историческую родину вернулось около 3 миллионов лиц коренной национальности, число мусульман заметно возросло. Сейчас основополагающей религией здесь является ислам суннитского  толка, число мусульман достигает 65-70%. Второй по количеству верующих является православное христианство (число верующих варьируется от 26 до 32%).

Государство активно проповедует политику толерантности и веротерпимости, в различных городах Казахстана были построены церкви и мечети, храмы и соборы, как на средства государства, так и на пожертвования частных лиц.

Кроме мировых религий, в Казахстане существует множество духовных организаций, представляющих  малоизвестные, экзотические религии мистического направления.

Казахстан по праву можно считать единственной страной в мире, где не было этнических и религиозных разногласий, где мирно проживают люди разных конфессий и разных наций.

(2 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка…

Источник: https://KazakhstanLife.ru/religiya-kazaxstana/

Казахи: происхождение, религия, традиции, обычаи, культура и быт. История казахского народа

Казахи мусульмане или православные. Русский Туркестан. История, люди, нравы

Происхождение казахов интересует многих историков и социологов. Ведь это один из самых многочисленных тюркских народов, который в наши дни составляет основное население Казахстана.

Также большое количество казахов живет в соседних с Казахстаном районах Китая, Туркмении, Узбекистана, Киргизии и России. В нашей стране особенно много казахов в Оренбургской, Омской, Самарской, Астраханской областях, Алтайском крае.

Казахская народность окончательно сложилась в XV веке.

Происхождение народа

Говоря о происхождении казахов, большинство ученых склоняется к тому, что как народ они сформировались в XIII-XV веках, в эпоху царившей в то время Золотой Орды.

Если говорить о более ранней истории, народах, которые жили на территории современного Казахстана, то нужно отметить, что ее населяли разнообразные племена, многие из которых оставили след в современных казахах.

Так, в северных районах сложилось кочевое скотоводческое хозяйство. Дошедшие до нас письменные источники утверждают, что народы, жившие на территории нынешнего Казахстана, воевали с персами. Во втором веке до нашей эры ключевую роль стали играть племенные союзы. Чуть позже было образовано государство Кангюй.

К первому веку до нашей эры в этих местах поселилось племя хуннов, коренным образом изменившее ситуацию в Центральной Азии. Именно тогда была создана первая империя кочевников в этом регионе Азии. В 51 году до нашей эры империя раскололась. Одна ее половина признала власть китайцев, а вторая была вытеснена в Среднюю Азию.

Больше известное в европейской истории как племя гуннов, оно дошло до стен Римской империи.

Средневековая история

В Средние века место гуннов занимают тюрки. Это племя, вышедшее из евразийских степей. К середине XV столетия они создают одно из крупнейших государств в истории древнего человечества. В Азии оно охватывает территории от Желтого до Черного морей.

Тюрки ведут свою родословную от гуннов, при этом они считаются выходцами с Алтая. Происхождение казахов от тюрков сегодня практически никем уже не оспаривается. Тюрки постоянно воюют с китайцами, также в этот период начинается активная арабская экспансия Средней Азии. Среди земледельческого и оседлого населения активно распространяется ислам.

Происходят существенные изменения в культуре тюрков. Например, на место тюркской письменности приходит арабская, используется исламский календарь, а в быту появляются мусульманские праздники.

О происхождении казахов можно говорить после окончательного разгрома Золотой Орды, который произошел в 1391 году. Казахское ханство сформировалось к 1465 году. Научным доказательством происхождения казахов служат письменные источники, в большом количестве дошедшие до нашего времени.

Начинается массовая консолидация тюркских племен в объединенную казахскую нацию. Первым объединить под своим началом большое количество степных племен удается хану Касыму. При нем численность народа достигает одного миллиона человек.

В 30-х годах XVI века в Казахском ханстве начинается междоусобная война, которую также называют гражданской. Победителем из нее выходит Хакназар-хан, который правит больше 40 лет.

В 1580 году Есим-хан присоединяет к Казахскому ханству Ташкент, который со временем становится его столицей.

При этом правителе происходит реформа политической системы, все земли делят между тремя территориально-хозяйственными объединениями, которые носят название жузов.

В 1635 году формируется Джунгарское ханство (новое монгольское государство), после этого начинается казахско-джунгарская война, которая продолжается около века. За это время гибнет населения, по данным исследователей, примерно один миллион казахов. Большое число представителей этого народа вынуждено мигрировать в более спокойные районы Азии.

Только после победы в сражении 1729 года войска завоевателей начинают отступать. Сложная ситуация на внешней политической арене вынуждает казахов еще в 1726 году отправить представителей в Россию, чтобы просить покровительства.

Успехом эта экспедиция заканчивается только в 1731 году, когда российская императрица Анна Иоанновна подписывает жалованную грамоту, принимая в российское подданство Младший жуз. Однако оказывается, что мнение феодалов по принятию российского подданства разнится, но все-таки большинство казахских старшин высказывается за принятие акта о присоединении Младшего жуза к России.

Практически весь XVIII век стал для казахов эпохой слабой государственной власти, затянувшейся войной и внутренними конфликтами, неспособностью организовать полноценную защиту страны.

Казахи в составе Российской империи

Вдоль российско-казахской границы еще в XVIII веке начинают строить фортификационные сооружения, которые кладут фактическое начало расширению России в Казахстан. Правительство принимает ряд мер по переселению торговцев и русских крестьян в приграничные районы, оказывается давление на местных правителей, которые не хотят подчиняться.

Уже к началу XIX века построены 46 крепостей и почти сотня редутов. В 1847 году российское подданство распространяется практически на всех казахов, входящих в Старший жуз. Власть ханов носит все больше номинальный характер.

При этом практически на всем протяжении правления России в Казахстане постоянно возникают национально-освободительные движения. К 1916 году число таких восстаний и волнений доходит до трехсот. История казахского народа во все времена была непростой, в этот период она характеризуется желанием выйти из состава Российской империи.

Казахи при Советском Союзе

После отречения императора Николая II от престола политическая жизнь оживилась на всех окраинах Российской империи. Собирается II Общеказахский съезд, где объявляется о создании автономии и правительства, которое поддерживает меньшевиков. В 1920 году автономию упразднили большевики, которые пришли к власти, а ее лидеров расстреляли.

Вскоре после этого образуется Киргизская Автономная Республика со столицей в Оренбурге. Казахская ССР начинает существовать только в 1936 году.

В 20-30-е годы на территории современного Казахстана массовый голод из-за политики раскулачивания. Гибнут около двух миллионов казахов, несколько сотен тысяч человек бежит в Китай. В 1937 году начинаются репрессии, уничтожившие практически всю интеллигенцию.

В Великой Отечественной войне принимает участие примерно 450 000 казахов, около половины из них остаются на полях сражений.

Современная история

Из этой статьи вы узнаете, где живут казахи в настоящее время. Границы их государства охватывают территорию между Уралом, Нижним Поволжьем, Сибирью, Китаем и Каспийским морем. Казахстан граничит с Россией, Узбекистаном, Китаем, Туркменией. При этом выхода к морю не имеет, занимает 9 место в мире по территории, а среди стран СНГ уступает только России.

Первым президентом современного Казахстана стал экс-руководитель Казахской ССР Нурсултан Назарбаев. Это произошло в 1991 году. 16 декабря была провозглашена независимая Республика Казахстан.

За прошедшие годы в стране сменились девять правительств, при этом руководит государством до сих пор президент Назарбаев. У Казахстана большие запасы полезных ископаемых, много минерального сырья. Страна находится между двумя крупными и мощными державами – Россией и Китаем, поэтому вынуждена вести взвешенную и выдержанную внешнюю политику.

Религия в Казахстане

В основном религия казахов – ислам. Большинство является последователями суннитов. По последним данным, в стране около 100 тысяч атеистов. Всего в стране живет более 16 млн человек.

Более 70 % из них мусульмане, вторая по популярности религия – христиане (около 26 %), на третьем месте – атеисты (почти 3 %). Также среди современных казахов присутствует незначительное число буддистов и иудеев, менее одной десятой процента.

Ислам на территорию современного Казахстана проникал на протяжении нескольких столетий, наступая с южных регионов. При этом за время советской власти, когда любая религиозная деятельность преследовалась, популярность ислама сошла на нет. Поэтому сегодня меньшинство этнических казахов соблюдает намаз и обряды.

При этом наряду с исламом сохраняются обычаи доисламского периода, некоторые из которых прямо противоречат мусульманским традициям. Все это уходит корнями в те времена, когда среди казахов был распространен шаманизм. Например, и сегодня одним из главных считается праздник Наурыз, который является языческим.

При этом сегодня в жизни казахов религия занимает важное место. По последней переписи, 97 % жителей отнесли себя к тому или иному вероисповеданию.

Культуры и быт

Сегодня культуры и быт казахов переживают период национального возрождения. Активно культивируются народные ремесла, обычаи, обряды и национальные виды спорта, появляется большое количество литературных произведений на казахском языке.

Важное место занимает национальная кухня, в которой преобладают мясные блюда. Активно используются говядина, баранина, конина, изредка верблюжатина. Например, большой популярностью пользуется бешбармак. Это вареное мелко покрошенное мясо, которое подают с отваренными листами теста.

Помимо мясных блюд в национальной казахской кухне нужно отметить кумыс – это молоко кобылы, которое подверглось сбраживанию, айран, катык (кислый и обезвоженный айран), большое количество других молочных продуктов и напитков.

Важное место в казахской культуре занимает музыка. В частности, кюй – традиционная инструментальная пьеса, которая характеризуется переменной метрикой, смешанными формами. Обычно, эти пьесы исполняли на домбре.

Традиции народа

Казахские традиции и обычаи сейчас активно возрождаются, на уровне государства уделяется большое внимание истории и культуре. Многие традиции связаны с взаимоотношениями в семье.

Они основываются на уважении к старшим, важную роль играет институт родственных связей. В Казахстане принято проводить обряд обрезания. Это происходит, когда ребенку исполняется 4 или 5 лет. Изначально, его проводили в юрте, а сейчас все чаще для этого отправляются в поликлинику. После устраивают праздник.

По казахским традициям и обычаям, девочек выдавали замуж в 13-14 лет, а мальчиков в 14-15. Сейчас под влиянием современной культуры, в том числе и западной, такие ранние браки все больше становятся редким явлением.

Казахи славятся своим гостеприимством. Гостя всегда радостно встречают, усаживают на почетное место и угощают лучшим, что есть в доме. Сейчас застолье изменилось, но древние законы гостеприимства по-прежнему чтут многие казахи.

У кочевников еще давно зародился обычай, который называют ерулик. Согласно ему, старожилы в знак уважения обязательно приглашают на праздник новоселов. Традиция имеет важное общественно-социальное значение, потому что помогает новым людям быстрее адаптироваться в незнакомой среде.

Национальный костюм казахов отражает их древние традиции, связанные с историей, социальными, экономическими и климатическими условиями. При его изготовлении часто использовали шкуры тигров и куланов, а также мех выхухоля, горностая, соболя, хорька, енота, куницы. Из шкур шили шубы, общее название которых тон.

При изготовлении шуб казаки также использовали пух цапель, гагар и лебедей. Сами шубы при этом покрывали парчой или сукном. При работе над мелкими элементами была популярна вышивка гладью.

Еще одна важная часть национального костюма казахов – халат, который они называют шапан. Его носят и женщины, и мужчины, делают из замши, шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных тканей.

Популярный головной убор – тюбетейка. Это летняя легкая шапка, сделанная из парчи, бархата или глазета. В давние времена ее обшивали по краю мехом выдры, бобра, белки, часто украшали золотой или серебряной тесьмой.

Один из главных казахских праздников – Наурыз. Его происхождение своими корнями уходит в дописьменную эпоху, отмечали его еще зороастрийцы. В наши дни совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов он связан с торжеством любви, плодородия, обновлением, которое несет весна. В старину дома было принято приводить в порядок к этому празднику, сажать цветы и деревья.

Сами казахи обязательно надевали праздничные одежды, ходили друг к другу в гости и обменивались поздравлениями, праздновали веселыми играми, лошадиными скачками.

Ритуальное блюдо этого праздника – наурыз-коже, которое обязательно должно было состоять из семи ингредиентов. Это мясо, вода, жир, соль, злаки, мука и молоко. Оно считалось символом мудрости, удачи и здоровья.

Это любимый многими казахский праздник, который сегодня отмечают в странах, куда разъезжаются представители этого народа.

Известные представители народа

Известные казахи в России играли важную роль в прославлении своего народа и успехах российского государства. В XIX веке это был генерал-майор Жангир-Керей-хан. Он был честолюбивым правителем, который активно продвигал политику царской власти.

Именно во время его руководства общественные земли начали массово отдавать во владения частным лицам, что приводило к их расхищению. Такая аграрная политика существенно усугубила социальное расслоение в обществе, что привело к народному восстанию, которое возглавили Тайманов и Утемисов.

Жангир-Керей жестко подавил его при поддержке русских войск.

В начале XX века пост министра почты и связи Российской империи занимал казах Губайдулла Джангиров. В истории он остался как один из чиновников, разрабатывавших положения о выборах в первую Государственную Думу. Так, казахи впервые в истории получили право выбирать представителей своего народа в органы власти. Также его считают родоначальником и одним из основателей российских войск связи.

В наши дни в России известно много казахов творческих профессий. Это сценарист и продюсер Вячеслав Дусмухаметов, который является автором популярных комедийных сериалов “Универ. Новая общага” и “Интерны”. Кстати, в “Интернах” играет популярный казахский актер, капитан команды КВН “Сборная Камызякского края” Азамат Мусагалиев.

В 2007 году в России скончался известный оперный певец казахского происхождения Эрик Курмангалиев.

Источник: https://FB.ru/article/379764/kazahi-proishojdenie-religiya-traditsii-obyichai-kultura-i-byit-istoriya-kazahskogo-naroda

Религия в Казахстане: основные конфессии, история и статистика

Казахи мусульмане или православные. Русский Туркестан. История, люди, нравы

Республика Казахстан (РК) – большое государство Центральной Азии, которое интересно своей богатой историей, традициями, обрядами и вероисповеданием.

Огромную территорию страны заселяет большое количество этносов, именно поэтому в Казахстане исповедуют различные религии.

Тем более, что в государстве с 1991 года признана демократия, религии здесь существуют равноправно, если они не запрещены на уровне закона.

Процентный состав вероисповедания в Казахстане на 2019 год выглядит следующим образом: буддисты составляют 0.09% населения, христиане — около 20%, иудаисты — 0.03%, протестанты — 2%, католики — 1.3%, мусульмане — около 70%.

Ислам в Казахстане

Основной религией Казахстана, которую исповедует 70 % населения, является ислам. Процесс становления этой религии затянулся на столетия с VIII по X в. Ислам в Казахстане зародился после Таласской битвы в 751 году.

В этой битве была остановлена экспансия Таньской империи на западе. Победа тюрков Тюргешского каганата и Аббасидского халифата дала возможность утвердиться исламу среди местных жителей Семеречья и Сырдарья.

Сегодня ислам в Казахстане исповедуется тюркским, кавказским и таджикским народом.

Суннизм

Суннизм – это направление ислама, при котором верующие не признают никакую особенную духовную власть над собой любого человека. Власть принадлежит исключительно Великому Пророку, а его заповеди являются главным постулатом жизни верующего человека. Верховная власть передается в руки правителям-халифам, которые не пишут законодательство, а растолковывают религиозные тексты.

Ханафитский мазхаб

Суннизм охватывает четыре школы – мазхаба, самая большая из которых ханафитская. Ее основатель Абу Ханиф изложил методологию богословия.

Своим ярким примером иллюстрировал верующим, как легко понять религиозные заповеди в обсуждениях, коллективных спорах и размышлениях.

Главной задачей Ханифа было побуждение и вдохновение единомышленников к размышлениям и проведениям разнообразных исследований. Отличительными особенностями школы являются:

  • отрицание какого-либо единого религиозного лидера;
  • полная адаптация для использования в реальной жизни.

Насколько население исповедует ислам публично

Большинство населения Казахстана считает себя мусульманами, поэтому старается соблюдать и чтить традиции и обряды веры. Самым распространённым обрядом, который выполняют практически все казахские мусульмане, является обрезание.

Также практически все они исполняют обряд погребения по-мусульмански. Сегодня на территории Казахстана действует около 2,5 тысяч мечетей, в то время как при СССР их было всего 63.

Со времен распада Союза количество мусульман значительно выросло.

История казахского народа

Становление казахского народа началось еще в бронзовом веке и продолжалось на протяжении тысячелетия.

Происхождение

Зарождение казахского народа условно делят на 3 этапа:

  1. Заселение Центральной Азии кочевниками, которые активно занимались скотоводством. Большое влияние на кочевников оказывают андроновские и тюркские племена, переселение гуннов. Термин «казах», который означает «свободный», «вольный» и «независимы», появился на свет именно благодаря тюркскому языку.
  2. С VI века благодаря приходу арабов происходит активное распространение ислама. Позже в XI веке происходит объединение племен тюрков и появление Степи кипчаков.
  3. Соединение воедино всех тюркских племен и родов. В середине XV века первые казахские ханы Керей и Жанибек собрали возле себя около ста тысяч местных и увели их в Семиречье, позже их стали называть казахами.

Культура и традиции

Культура казахского народа самобытна, поэтому пестрит разнообразными традициями. Казахи уделяют огромное внимание убранством: одежде и жилищу. Национальная кухня отличается своим разнообразием, особенно мясные блюда.

Казахи очень гостеприимные хозяева. Семья для казахов превыше всего, поэтому зачастую в их домах хранят любовь и уважение. С малку казахам прививают уважение к своим предкам, поэтому они досконально знают свое родовое дерево.

Шаманство

Небольшая прослойка казахского народа до сих пор верит в шаманство. К шаманам обращались за советом верховные правители кочевников. Простой народ искал у них спасения от разных болезней и злого рока.

Главной задачей шаманов является предотвращение опасных явлений. Шаманы с помощью транса способны нейтрализовать негативную энергию. Мусульманство практически вытеснило шаманов из общественной жизни казахов, но некоторые люди продолжают верить в их способности.

Особенно в критических ситуациях обращаются к ним за помощью.

Католицизм

В ХХ веке в результате Октябрьской революции в Казахстан переселили большое количество национальностей.

Несмотря на то, что в Советском Союзе не было место для религиозных людей, всячески приветствовался атеизм, изгнанники были преданы предкам и своему вероисповеданию, поэтому исповедовали свою веру – католицизм. В основном это были поляки и немцы.

Вера католиков была настолько сильна, что, несмотря на силу страха, они исправно посещали тайные службы и всяческими способами проповедовали.

 Протестантизм

Протестантизм в Казахстане зародился в момент присоединения его к Российской империи в XVIII веке.

Большой поток чиновников, ремесленников и крестьян немцев и прибалтов, хлынувший на эти земли, представлял из себя протестантов: баптистов, лютеранов и меннонитов.

 Протестанская вера набрала своей силы после того, как казахстанская католическая и реформаторская церкви стали получать поддержку из Польши и Германии. На благотворительную помощь были открыты школы, костелы, храмы.

Иудаизм

Во времена правления императора Николая I большое количество молодых евреев было направлено на обязательную воинскую службу в отдаленные части Российской империи, например Казахстан.

В 1870 году на территории Казахстана начала действовать первая еврейская община, в которую входили солдаты и их предки в количестве чуть меньше 100 человек. Только через время они смогли открыть первую синагогу и официально зарегистрировать еврейское молитвенное общество.

Сейчас действует движение Хабал Любавич, иудаизм исповедуют немного боле 5 тысяч евреев.

Источник: https://pensii-lgoty.ru/strany/religiya-v-kazahstane-osnovnye-konfessii

Религия Казахстана: казахи мусульмане или христиане, буддизм и христианство в вероисповедании казахского народа

Казахи мусульмане или православные. Русский Туркестан. История, люди, нравы

Какова основная религия Казахстана? Есть ли в стране православные церкви? До сих ли казахи практикуют шаманизм? Давайте вместе узнаем ответы на эти и другие вопросы, окунувшись в богатую самобытную культуру и тысячелетнюю историю казахского народа.

Национальный состав населения государства

В таблицах представлен национальный и религиозный состав населения Казахстана по официальным оценкам на начало 2018 года.

На 2018 год население Казахстана составляет 18 272 430 человек, из них (по данным переписи населения) преобладает казахская этническая группа. Самая распространенная религия — ислам (около 70%) и в меньшей мере христианство (около 26%).

Древние религии Казахстана

До распространения ислама среди казахского народа большую популярность имели две религии: тенгрианство и шаманизм.

Тенгрианство

Культура, обычаи и традиции казахов тесно связаны с тенгрианством, совокупностью представлений о жизни и мире до принятия ислама и мусульманской веры. В свое время верование раздробили на оккультные языческие религии: культ предков, анимизм, полидоксию, тотемизм и шаманизм.

В основе тенгрианства заложено обожествление Тенгри — неба в широком смысле. Тенгри вездесущ, он является всем и причиной всего, воплощает в себе все сущее, заключает в себе свет и добро.

Именно поэтому отсутствовала необходимость искать определенное место для проведения ритуалов и обрядов. Примечательно, что высокую гору или дерево тюркские народы называли Тенгри.

Эта традиция сохранилась и в наши дни — к ветвям одинокого дерева привязывают ленточку в знак почитания святости места.

Согласно верованию, человек должен относиться с уважением и любовью ко всему окружающему миру. Культ Тенгри — это признание дуальности мира, восприятия и понимание себя как части природы, единения с ней. У деревьев, земли, рек, гор, как и у человека, существуют Аруахи — духи-хранители.

Казахи верят, что у человека есть душа, нуждающаяся в пище, которую как раз и дает дух Аруах. Считается, что любые деяния отражаются на душе человека. Зло, нарушение обещаний и клятв, предательства оскорбляют дух предков, а тем самым и Тенгри.

Такая традиция почитания Аруах обязывала казахов знать своих предков до седьмого поколения.

В отличие от других религий, в тенгрианстве сохранялась вера в бессмертие физического тела, смерть представляется сном, который однажды сменится пробуждением. Поэтому в могилу, рядом с человеком, помещали вещи, необходимые ему в новой жизни.

В наше время культ Тенгри переплетен с либеральным исламом и научным мировоззрением. Сейчас под тенгрианством понимается некая «народность», свободная религиозность тюрок, почитание предков, уважение к живым и мертвым, любовь к природе, сохранение культурных ценностей, обычаев, традиций.

Верования казахов

Казахстан — это поликонфессионная страна, в ней существует 46 конфессий и доминаций (данные 2009 года), функционирует 4200 религиозных объединений и общин. Среди верующих имеются последователи почти всех мировых религий. Так кто же они, казахи, — мусульмане или христиане? И о каких религиозных течениях следует знать при посещении страны?

Протестантизм

Это ветвь в христианстве, определяющая принципиальными три положения: священство всех верующих, спасение личной верой, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Учение начало свое распространение в ходе присоединения Казахстана к Российской империи через солдат-лютеран и военнопленных, меннонитов. Протестантизм в Казахстане включает следующие конфессии: лютеранство, меннонитство, баптитзм и другие, в том числе нетрадиционные общины.

Официально зарегистрировано 1267 организаций, располагающих 543 культовыми сооружениями.

Секты и нетрадиционные религии

Сегодня в государстве можно встретить последователей различных оккультных течений.

Среди них множество деструктивных и тоталитарных сект, представляющих угрозу национальной безопасности и психике их адептов.

На территории государства к нетрадиционным конфессиям относятся «харизматические» религиозные объединения «Новая жизнь», «Агапе», «Грейс», «Церковь объединения Муна», «Живая лоза», «Благая весть», «Алля Аят».

Другие вероисповедания

Православие — одно из мощных религиозных направлений в стране, является структурным подразделением Московского патриархата. Появилось оно на территории Казахстана в ходе колонизации Сибири и Дальнего Востока русским народом. На территории Республики Казахстан существует 9 монастырей и 230 приходов.

Буддизм в стране имеет четыре официальных организации: одна линия тибетского буддизма, остальные представляют корейский сон-буддизм. Буддизм в стране развит очень слабо, в основном его исповедуют немногочисленная часть корейской диаспоры и калмыки. Святое место: Тамгалы-Тас (камни со знаками).

Атеизм

Доля атеистов растет, сегодня она составляет больше 10% населения. Не редки конфликты, возникающие на этой почве, также происходит дискриминация атеизма в СМИ.

Процентное соотношение представителей

Буддизм исповедуют 0.09% населения, православие — около 20%, иудаизм — 0.03%, протестантизм — 2%, католицизм — 1.3%, ислам — около 70%.

Особенности ислама в Казахстане

В Казахстане распространено лишь одно из направлений ислама. Для него характерно признание свободы мнений в религии, терпимость к инакомыслию, отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. Элементы ислама в стране имеют скорее символический, обрядовый характер.

Мусульманские школы

У казахов в основном были распространены два типа религиозных учебных заведений: мектеб (начальные) и медресе (высшие). Из-за кочевого образа жизни возникли подвижные школы, переходящие из одной местности в другую. Многие мектебы функционировали при мечети. Учились от 3 до 12 лет, с 4-х или 5-летнего возраста. Для каждого мальчика посещение школы было обязательным.

Происходило не только обучение чтению Корана, но и изучение арифметики, синтаксиса арабского языка, механической каллиграфии, воспитание благонравных манер. В большинстве мектебов занятия проходили только зимой или только летом. Обучение в начальной школе не давало права на религиозное звание, для этого необходимо было отучиться в медресе.

На данный момент в Казахстане создана целая сеть исламских образовательных учреждений: Высший исламский институт по подготовке имамов-хатыбов при ДУМК и Казахско-египетский исламский университет «Нур».

Публичное проявление веры

Ежегодно сотни мусульман совершают хадж в Мекку. Иногда возможность поклонения организуется на государственном уровне, но формально официальной религии в Республике Казахстан нет, поэтому данный вопрос для каждого верующего является личным. Порядка 75% граждан считают себя верующими, но не совершают регулярно религиозные обряды и не вовлечены в деятельность религиозных объединений.

Особая одежда для женщин

В исламе с подросткового возраста женщины носят паранджу (длинный женский халат) и хиджаб (платок, не скрывающий лицо) или никаб (ткань, скрывающая все, кроме глаз).

Верховный муфтий Казахстана призвал договариваться родителей лично (например, со школой) по вопросу ношения религиозной одежды.

Роль религии в жизни казахов

Неуклонно возрастает роль религии в жизни общества, повышается ее статус и авторитет, растет число религиозных объединений, а вместе с ними укрепляется межнациональная и межконфессиональная толерантность. Религия является ценностной ориентаций, регулирующей психологию, отношение к жизни и социальное поведение жителей.

о вере казахов

Данное видео посвящено особенностям вероисповедания казахов. 

Источник: https://proreligiu.club/religii-mira/narody/religiya-kazahstana.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.