Как развить критическое мышление. Как развить критическое мышление у детей

Развитие критического мышления у ребёнка

Как развить критическое мышление. Как развить критическое мышление у детей
29.08.18 10:00 /

Источник: https://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-u-rebenka/

Разумный скептицизм. Как развить критическое мышление

Как развить критическое мышление. Как развить критическое мышление у детей

Как извлечь максимум из многообразия ресурсов, находящихся под рукой, при этом сберегая способность понимать их и управлять ими? Еще более важный вопрос — как с наибольшей эффективностью использовать человеческие мыслительные процессы и творческие способности в эпоху, когда искусственный интеллект проникает во все новые сферы жизни. Чтобы преуспевать сегодня, нужно уметь максимально критически подходить к мышлению как таковому. Задайтесь вопросом: принимая любую информацию на веру, чего добьется ваш ребенок в жизни?

Что такое критическое мышление

Основы критического мышления были заложены в историко-философской мысли. Отличными примерами служат Сократ и его метод «вопросительного сомнения», Аристотель с его «формальной несомненностью», Декарт и его метод «методического сомнения».

Термин критического мышления был рассмотрен и психологами. Американский ученый Дайана Халперн определила его как «использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Критическое мышление отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение — направленное мышление».

В жизни каждого человека наступает момент, когда нужно самостоятельно принимать важные решения

Современный британский философ и писатель Том Чатфилд определяет критическое мышление как активное стремление к пониманию происходящего путем его осмысления, оценки свидетельств и глубокого постижения процесса мышления как такового.

Чатфилд предлагает задаваться четырьмя вопросами, помогающими стать разумным скептиком:

Почему я должен доверять этому утверждению?

Почему человек, делающий данное заявление, доверяет содержащейся в нем информации — или хочет склонить к этому меня?

Что еще известно по этому поводу из других источников?

— Достаточно ли я знаю, чтобы уверенно ответить на предыдущие вопросы?

Как развитькритическое мышление у детей

Помочь своему ребенку развить критическое мышление можно в процессе повседневных дел. Главное, убедитесь, что вы сами в достаточной мере владеете навыком мыслить критически. А убедившись, смело берите на вооружение три полезные привычки для родителей, стремящихся научить ребенка самостоятельно думать и принимать решения — а не быть потребителем информационного мусора.

1. Отвечаем вопросом на вопрос

Когда ребенок спрашивает, выдвигает гипотезы, ищет причины — он мыслит. Когда вы слышите вопрос: «Почему?» отвечайте ребенку вопросом: «А ты как думаешь, почему?». Таким образом вы побудите его сделать собственные выводы.

Так формируются навыки научного наблюдения, которые пригодятся ребенку на протяжении всей жизни, и это гораздо ценнее «ответа в лоб», который мы можем предложить первым делом.

2. Сравниваем, противопоставляем, спрашиваем

Предложите ребенку сравнить кабачок с бананом. Дайте ему возможность найти как можно больше общих и отличных признаков.

Используйте сравнения и противопоставления в рассказах и сказках — это также способствует развитию критического мышления. Пусть ребенок анализирует характер и поведение героев, сюжет и прочие элементы истории. Находите всей семьей сходства и различия между разными произведениями.

Задавайте вопросы, на которые в тексте сказки нет прямого ответа. Так ребенок научится делать собственные выводы. Сопоставляйте рассказы из книг со своей жизнью — так формируется важнейший навык критического мышления — синтез, когда дети могут использовать полученную информацию по-новому в своем личном опыте.

3. Играем

Развивать критическое мышление помогают различные игры — например, такие, в которых необходимо отгадать слово или воссоздать загаданную ситуацию. Или в которых игрок должен объяснять слова или фразы «окольными» путями.

В жизни каждого человека наступает момент, когда нужно самостоятельно принимать важные решения: будь то вопросы личной жизни, карьеры или рутинные, повседневные события. В детском мире навыки критического мышления помогут не только успешно проявить себя в школе, но и уберегут от неблагоприятного влияния сверстников.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Источник: https://style.nv.ua/blogs/sovety-psihologa-kak-sformirovat-kriticheskoe-myshlenie-u-detey-50050862.html

Как развивать критическое мышление: хорошие стратегии на каждый день

Как развить критическое мышление. Как развить критическое мышление у детей

Обладая определенными стратегиями, мы можем развивать навыки критического мышления у детей во время ежедневного общения, в игре, во время или сразу после просмотра любого медиапродукта, включая надоедливую рекламу.

Наша эксперт Инна Большакова, автор учебников и пособий по критическому мышлению,  в рамках “Курса по медиаграмотности для родителей” расскажет нам о том, что особенно важно для развития критического мышления  и предложит  несколько эксклюзивных стратегий по его развитию.

Инна Большакова, сертифицированный тренер международного проекта “Читання і письмо для розвитку критичного мислення”, методист по дошкольному воспитанию и начальному обучению НМЦ дошкольного и начального образования, эксперт ГС “Освіторія”, методист НВК “Новопечерська школа”, автор учебников НУШ для учеников начальной школы, детский психолог

Что важно для формирования навыков критического мышления?

Чтобы критически мыслить, нужен фундамент. Этим фундаментом являются наши знания о мире и наши умения их приобретать в случае необходимости.

Дети должны понимать, где, какую и для каких целей информацию они могут найти. И как из огромного объема этой информации извлечь то, что нужно, правильно обработать и воспринять эту информацию. Задача родителей – научить этому детей.

Как научиться правильно работать с информацией?

Для правильного восприятия информации нам еще важно понимать особенности работы нашего мозга. В первую очередь речь о когнитивных искажениях, предубеждениях.

 Предубеждения – это мысли, которые формируются по отношению к чему-либо или кому-либо заранее, без ознакомления с ними.

Иными словами, вы составляете мнение о чем-то, с чем вы еще не встречались, или имеете об этом поверхностные знания, ваше отношение формируется на основе мнений других людей. Когнитивные предубеждения мешают делать объективные, рациональные выводы. Мешают критически мыслить.

Назовем несколько стратегий развития критического мышления, которые помогают правильно обрабатывать информацию, учитывая при этом и работу с когнитивными искажениями. 

Стратегия “Знаю / Хочу узнать / Узнал (-ла)»

Стратегия, которая позволяет суммировать свои знания по тому или иному вопросу, сформулировать вопрос, чтобы определить поле поиска необходимой информации, зафиксировать найденную информацию для дальнейшей интерпретации.

Группируем по пунктам (можно в виде таблицы:

  • Что знаем?
  • О чем хотим узнать?
  • Что узнали?

Очень удобный и лаконичный опросник для суммирования знаний как для взрослых, так и для детей.

Стратегия «Моя рука, или пять пальцев»

Эта стратегия дает возможность преодолеть собственные когнитивные предубеждения, правильно обрабатывать информацию. Научите детей при поиске информации задавать вопросы. Чтобы лучше запомнить, привяжите каждый к определенному пальцу.

  1. По каким критериям я буду искать информацию?
    Авторитетный источник, мало эмоций, достаточно фактов, ссылки на исследования, повторяющиеся ли факты  и т.д.
  2. Является ли источник информации надежным? Почему? 
    Есть ссылки на первоисточник (исследования, профильные органы, эксперты, признанные экспертной средой, с соответствующим образованием), дата получения информации (если она актуальна), прозрачность первоисточников, общий уровень авторитетности, не было ли у источника случаев искажения фактов.
  3. Достаточно приведенных фактов, чтобы сделать вывод?
     Хватает фактов для формирования полной картины, не строится ли весь медиапродукт на основе одного незначительного факта?
  4.  Все ли факты приняты во внимание или только удобные, нужные создателю продукта, чтобы доказать свое мнение?
    Например, дополнительные факты, касающиеся данной новости (любой медиапродукт), мы смогли узнать из других источников. Почему тогда в данном медиапродукте их нет и можно ли доверять этой информации? 
  5.  К каким выводам мы можем прийти вследствие всего выше проанализированного? 
    Недостаточность фактов, искаженная подача, непрозрачность источников информации, обилие собственных мыслей автора вместо объективных данных… Все это должно привести к выводу, что эта новость не заслуживает доверия (или требует изучения других источников).

Родителям важно помочь ребенку задумываться, на основании ЧЕГО они делают те или иные выводы и принимают те или иные решения.

Об использовании вопросов для правильной оценки информации мы поговорим еще в видеоуроке на эту тему и в других материалах “Курса медиаграмотности для родителей”.  А сейчас еще одна важная задача – научиться различать факты и суждения.

Учимся различать факты и мнения

Если говорить коротко, то факт означает реальное событие, то, что произошло.

А мнение – это предположение, предсказание, намерение, замысел. Мнение возникает в результате наших рассуждений. Собственно, это наше суждение, которое мы формируем, интерпретируя факты.

Разные люди имеют разные мнения по одному факту. Поэтому так важно ориентироваться именно на факты.

Различать факты и мнения следует учить ребятишек с детства. Для этого можно выполнить несколько упражнений.

Стратегия «М-схема»

Объясните детям, что в медиатекстах часто используют слова, которые настраивают нас на позитивное или негативное отношение к тому, о чем идет речь. Эти слова (фразы) работают как эмоциональные крючки. Они могут нас заставлять воспринимать один и тот же факт совершенно по-разному.

Такими словами часто становится язык вражды – агрессивные высказывания, унижающие или дискредитирующие человека или группу лиц по признаку расы, религии, пола и т.п. М-схема позволяет исследовать текст и найти такие эмоционально заряженные слова.  Как реализовывается эта стратегия?

  • Прочитайте / прослушайте медиатекст. Например, дети вышли на прогулку, шумели, бегали, толкались – факт.
  • Как это событие освещено в том медиапродукте, что вы прочитали?
  • Нарисуйте букву М и запишите: слева – положительные слова, внутри – нейтральные, справа- отрицательные. Например,  слева – непослушные дети, хулиганы, посредине – дети, участники прогулки, веселые малыши, радостные детишки.
  • Где больше слов? Много ли эмоционально заряженных?
  • Подумайте вместе, к какой мысли вас склоняют в этом медиатексте. 
  • Спросите у ребенка: зачем автор дает такие предвзятые оценки событиям?
  • Проанализируйте, можно ли доверять тексту, где употребляются такие слова.

Стратегия последовательных вопросов

Прочитайте /прослушайте текст новости, речи, интервью и т.п.

  1. Определите главный вопрос, который рассматривается. 
  2. Выясните, какой предлагается ответ, решение. 
  3. Каковы причины такого решения. 
  4. Назовите доказательства в поддержку каждой причины (факта). Что свидетельствует о том, что это лучшее решение?
  5. Какие факты мы должны воспринять «на веру»? Что будет, если их удалить?
  6.  Подумайте об информации, которая не предоставлена, которая содержит другую точку зрения.
  7.  Назовите важные оценочные слова, с суждениями, эмоционально заряженными мыслями (можно использовать М-стратегии).

Анализируя рекламу

Дети – активные потребители рекламы. И учить анализировать и этот вид медиапродукта крайне важно. Предлагаю несколько стратегий.

Рекламная математика

Попросите ребенка посчитать в течение недели все рекламные видео, которые ему довелось посмотреть. Договоритесь вести записи. Например, обозначать на листе знаком Х.

Посчитайте результаты за неделю, месяц, год. Подумайте вместе, сколько времени вы просматриваете рекламу. Как она может влиять? Бывает ли так, что, неоднократно просматривая рекламу, мы хотим получить ту или иную вещь? Что делать, чтобы понять, действительно ли она нужна?

Ищем скрытую рекламу

Посмотрите популярный фильм. Вместе посчитайте различные продукты (вещи), которые встречаются на протяжении фильма. Найдите их в интернете.

Обсудите, как производители продуктов (вещей) используют фильмы для продвижения своей продукции.

Есть такое когнитивное предубеждение как эффект правды – это тенденция верить, что информация правдива (в данном случае – продукты лучше), если мы ее услышали/увидели много раз.

“Я актер/актриса”

Просматривая рекламный ролик, попросите вашего ребенка повторить роль.

Задайте вопрос:

Как ты чувствуешь себя, повторяя движения актеров из рекламы, их жесты и мимику? Чувствуешь ли ты себя нормально или напряжен(-а)?

Используешь ли ты эти движения в повседневной жизни? Почему “да” или почему “нет”?
Обсудите, как язык тела может изменить видение рекламного сообщения и дать новые идеи для его понимания.

Найди настоящую вещь

Купите любой рекламируемый продукт. Рассмотрите упаковку. Назовите, что на ней написано.

Обсудите, почему рекламный ролик не информирует покупателей о содержании товара и не дает много конкретной информации о продукте. Объясните, как важно перед приобретением товара изучать информацию на упаковке.

Читаю и просматриваю

Сначала посмотрите новость по телевизору. Затем прочитайте рассказ о той же истории в газете. Обсудите новость, а также различия, которые он/она заметили, а также сходства. Делая это регулярно, вы научите ребенка выбирать различные ресурсы для того, чтобы узнать новости, и научите различать манипуляции при различных способах подачи информации.

Шоу и насилие в медиа

Некоторые медиапродукты, просматриваемые нашими детьми, содержат ситуации насилия. Об этом нужно с ними говорить  и учить их оценивать ситуацию, искать адекватные способы решения проблем.

Когда ваш ребенок встречается с насилием в телевизионной программе, видеоигре или фильме, спрашивайте о том, как могло бы это быть в реальной жизни и обговорите последствия таких действий в режиме оффлайн.

Обсудите разницу между виртуальным миром и реальным.

Есть другие виды насилия: обиды, замаскированные под юмор, словесные угрозы, раздача прозвищ и т.п. Обсудите, как эмоциональное насилие вредит человеку и почему это может привести к физическому насилию.

Если увидели один из таких медиапродуктов, то составьте список таких эпизодов и подумайте, как сценаристы или дизайнеры видеоигр могли бы заменить слова, чтобы не унижать достоинство людей.

Мы все живем в информационном обществе под постоянным воздействием СМИ. Это неотъемлемая составляющая нашей жизни, независимо от того, хотим мы этого или нет. Это нормально.

Однако, чтобы жить в мире медиа, нужно иметь навыки критического мышления, которые, как зонтик, надеюсь, защитят нас и наших детей от негативных воздействий, научат сомневаться, принимать взвешенные решения и быть счастливыми.

 depositphotos.com

Источник: https://4mama.ua/kids/education/13347-kak-razvivat-kriticheskoe-myshlenie-horoshie-strategii-na-kazhdyy-den

Навыки будущего: как развивать критическое мышление у детей и взрослых?

Как развить критическое мышление. Как развить критическое мышление у детей

Журнал «Форбс» опубликовал 10 навыков будущего, которые будут популярны ближайшие 10 лет. О развитии критического мышление и том, какие книги и учебники использовать для приобретения заветных навыков, читайте в статье.

Итак, «Форбс»опубликовал статью, в которой указал следующие навыки:

  • Творческий подход;
  • Эмоциональный интеллект;
  • Критическое (аналитическое) мышление;
  • Способности к активному обучению;
  • Способность принимать решения;
  • Навыки межличностной коммуникации;
  • Лидерские качества;
  • Культурный интеллект (в контексте глобализации и многонациональности);
  • Технологические навыки;
  • Принятие изменений (психологическая гибкость).

Сразу возникаетмасса вопросов: как развивать критическое мышление и что делать родителям,которые хотят воспитать ребенка будущего?

Психологическаягибкость и эмоциональный интеллект вытесняют компьютеры.

Эмоциональнаяграмотность выходит на первое место, ведь если мы можем понимать себя иуправлять своими эмоциями, нам будет легче понимать эмоции людей вокруг.

Взятьк примеру ведение переговоров, где на каждом этапе важно не только пониматьжелания собеседника, но и быть готовым окунуться в его культурную составляющую,при этом не создав давления.

Эмоциональная грамотность является современной базой настоящего и будущего. Для того чтобы приобрести навыки эмоционально грамотных людей, следует

обратить внимание на:

«Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем» Клод Штайнер

«В единстве разума и сердца» Клод Штайнер

«Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман

Купить и скачать на ЛитРес

 «Как рождаются эмоции» Лиза Фельдман Барретт

Купить и скачать на ЛитРес

 «Эмоциональный интеллект 2.0» Джин Гривз, Тревис Бредберри

Купить и скачать на ЛитРес

 «Сила эмоционального интеллекта. Как его развить для работы и жизни» Адель Линн

Купить и скачать на ЛитРес

 «Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов. Практическое руководство» Энтони Мерсино

Купить и скачать на ЛитРес

«Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни» Сьюзен Дэвид

Купить и скачать на ЛитРес

 «Лифт настроения. Научитесь управлять своими чувствами и эмоциями» Ларри Сенн

Купить и скачать на ЛитРес

Как научитьсякритическому мышлению?

Сначала стоитразобраться, что такое критическое мышление.

Критическоемышление – это здравые рассуждения, анализ информации с учетом разных точекзрения, справедливые выводы и поиск лучшего выхода из сложных ситуаций.

Критическоемышление является базовой дисциплиной в англоговорящих странах. Для этогостудентам предлагают внимательно читать тексты и учиться задавать вопросы, т.е. проявлять методическое сомнение.

При этом важно находить слабые места нетолько в собственных аргументах, но и в чужих. Добавьте к этому работу спонятиями и четким выражением собственных мыслей, и вот вы на пути ккритическому мышлению.

Критическоемышление и английский язык

Некоторые современные учебники по изучению английского языка предлагают ряд заданий, направленных на развитие критического мышления, соответственно учиться этому можно во время занятий. Современный учебник «Wide Angle» как раз то, что нужно.

Во-первых, он пропагандирует систему смешанного обучения, которая уже давно заняла ведущее место в зарубежных ВУЗах, во-вторых, предлагает ряд заданий, которые вы точно ранее не встречали.

Еще можно обратить внимание на учебник «21 century reading» — с его помощью на основе TED Talks можно научиться развивать академические языковые навыки 21 века: глобальную осведомленность, информационную грамотность и критическое мышление.

10 книг окритическом мышлении: как стать внимательнее

Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. Том Чатфилд

Купить и скачать на ЛитРес

«Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды» Дэниел Левитин

Купить и скачать на ЛитРес

«Я манипулирую тобой. Методы противодействия скрытому влиянию» Никита Непряхин

Купить и скачать на ЛитРес

«Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» Авинаш Диксит, Барри Нейлбафф

Купить и скачать на ЛитРес

«Как лгать при помощи статистики» Дарелл Хафф

Купить и скачать на ЛитРес

 «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» Ася Казанцева

Купить и скачать на ЛитРес

«Правильный выбор» Джон Хэммонд, Ральф Кини и Говард Райффа

Купить и скачать на ЛитРес

«Внушаемый мозг» Эрик Ванс

Купить и скачать на ЛитРес

«Инкогнито. Тайная жизнь мозга» Дэвид Иглмен

Купить и скачать на ЛитРес

Для того чтобы научиться критически мыслить, нужно не только читать и воспринимать материал, но и задавать вопросы. Можно впитывать информацию со всеми деталями, а можно просеивать песок в поисках золота (Asking the Right Questions: A Guide to Critical Thinking by M. Neil Browne, Stuart M. Keeley).

Аргументация важна, чтобы спор напоминал дуэль, а не драку в песочнице. И тут важно научиться критиковать правильно, чтобы не выглядеть тем самым ребенком из песочницы. Есть то, что нам пытаются доказать, и то, с помощью чего это происходит.

Наша задача – учиться отделять одно от другого и с особым вниманием относиться к наличию доказательств и способов их осуществить. Анализ ситуации и вопросы всегда помогут сделать другие выводы, основываясь на тех же данных.

Отвергать чужие мысли и умозаключения только потому, что вы считаете их неправильными, не значит критически мыслить. Иногда мы можем делать ложные умозаключения, основываясь на мифе о «правильных ответах».

Во многих ситуациях есть множество правильных ответов: в этом случае важно полагаться на обоснование данных и правильно выстраивать цепочку рассуждений.

Внимание! Если вы хотите получить скидки, Yakaboo дарит 40% на книги по бизнесу , а при покупке бумажной книги в Альпине Паблишер, вы получаете её так же в электронном виде . Для получения скидки кликните по картинке.

Жители Украины могут купить и скачать книги на ЛитРес, используя VPN.

Источник: https://www.edutur.org/edu/navyki-budushhego-kak-razvivat-kriticheskoe-myshlenie

50 ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ У ДЕТЕЙ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Как развить критическое мышление. Как развить критическое мышление у детей

Зачем помогать ребенку развивать критическое мышление, все родители наверняка и так понимают.

Другой вопрос – как это делать грамотно, последовательно и результативно? Прежде всего, как советуют психологи, конечно же, побуждать детей к размышлениям, поощрять их желание задавать вопросы, даже если эти вопросы ставят вас в тупик, и вам вообще хотелось бы избежать разговоров на неудобные темы.

Каждый раз, когда слышите вопросы от детей, постарайтесь отвечать на них не механически, не стандартными фразами, а действительно ставя себя на место ребенка, пытающегося понять жизнь, в которую он пришел.

С самого начала, когда ребенок еще маленький, и когда вы читаете ему сказки, старайтесь развивать у него понимание того, что эта история всего лишь один из вариантов событий, которые могли бы произойти. Все могло бы случиться иначе, если бы… А что именно «если бы» и «кому было бы в этой ситуации лучше всего» – рассуждайте вместе.

Когда ребенок становится старше, эксперименты над литературными произведениями или фильмами можно продолжить: ставьте паузу в момент поворотных событий и спрашивайте у ребенка, как он думает, что произойдет дальше, что может произойти, как он хотел бы, почему, как поступил бы на месте главного героя. После того, как поворот истории станет известным ребенку, сравните его ответ с сюжетом книги или фильма, обсудите сходства и различия.

В жизненных ситуациях тоже поощряйте ребенка заранее просматривать варианты развития событий в случае принятия тех или иных решений. Человек, у которого все в порядке с критическим мышлением, способен спокойно обосновать свой выбор, свое мнение, свое решение, принятое в результате анализа совокупности моментов, а не просто продиктованное кем-то.

Учить ребенка мыслить критически помогут открытые вопросы. Они помогают смещать фокус внимания с получения готового решения от взрослых на самостоятельный поиск возможных решений. Открытые вопросы это те, что не предполагают варианты ответов «да/нет», те, что формулируются вокруг вопросов «Как?..», «Где?.

.», «Кто?..», «Что?..», «Когда?..» и «Зачем?.. Почему?..». Помогите ребенку научиться задавать их себе, в какой бы спорной или конфликтной ситуации он не оказался, какие бы проекты не воплощал и какие бы идеи не обдумывал. А для этого – начните с себя. Да, банальный совет, но он всегда работает с детьми.

КТО?

  • Для кого эта ситуация является проблематичной?
  • Кто извлекает в этой ситуации выгоду?
  • Кто может пострадать?
  • Кто уже пострадал?
  • Кто принимает решения?
  • Кто может повлиять на решения?
  • Есть ли кто-то, с кем можно дополнительно посоветоваться насчет сложившейся ситуации?
  • Кто уже побывал в данной ситуации, и как его опыт может помочь?
  • Кто является источником данной информации?
  • Насколько надежен источник информации?

ЧТО?

  • В чем именно проблема, в чем ее суть?
  • Какова цель решения проблемы?
  • Каковы преимущества этого или другого решения проблемы?
  • Каковы недостатки этого решения?
  • Что может быть альтернативой?
  • Какие аргументы против тебя?
  • Каков лучший сценарий для тебя? Для других?
  • Каков худший сценарий? Что может произойти самого плохого?
  • Каковы препятствия для реализации проекта или решения проблемы?
  • Что в данной ситуации важнее всего? Что менее важно сейчас?
  • В чем интерес людей, которые решают эту проблему вместе?
  • Какова твоя цель решения проблемы?
  • Какова твоя степень влияния на решение проблемы, ситуации?
  • Что именно тебе мешает решить проблему, достичь своей цели?
  • Что делать, если происходит что-то, что не было запланировано, если все пошло не так, как хотелось?
  • Что делать, если цель достигнута?
  • Что можно улучшить?

ГДЕ?

  • Где можно найти подробную информацию об этом?
  • Где можно найти помощь?
  • Будет ли где-то это проблемой?
  • Где-то есть потребность в твоей идее?

КОГДА?

  • Когда твой проект, твое решение может стать проблемой?
  • Если идея не воплощается сейчас, то когда сможет?
  • Когда будет лучшее время для ее реализации? Стоит ли подождать?
  • Когда следует обратиться за помощью?

ПОЧЕМУ?

  • Почему же это все-таки проблема?
  • Почему некоторые люди видят это как проблему, а другие не видят?
  • Почему это важно для тебя? Для других?
  • Почему людям нужно знать о проблеме, быть в курсе тех или иных идей, ситуаций?
  • Почему они знают об этом так мало?
  • Почему существует необходимость действовать именно сегодня?

КАК?

  • Как это решение повлияет на тебя? Повлияет на весь мир?
  • Как улучшить существующую ситуацию, идую, проект?
  • Как достичь своих целей?
  • Как оповестить максимально возможное количество людей?
  • Как обойти выявленные препятствия?
  • Как узнать, что эта информация верна?
  • Как узнать, что это решение хорошее или плохое?
  • Как понять, что это решение правильное?
  • Как ты будешь судить об этом решении в будущем?

Жанна Алибулатова

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b68f4637f5fa100a9a9a4e4/5bbabca4aa79e500a9a82840

Как развить критическое мышление у ребенка

Как развить критическое мышление. Как развить критическое мышление у детей

Что такое критическое мышление? В первую очередь – это способность формировать собственное мнение и принимать решения, основываясь на полученной информации. Умение мыслить критически нужно развивать с самого детства. 

Критическое мышление не учит бездумно следовать правилам и пользоваться готовыми решениями. Оно помогает взвешивать варианты, искать и анализировать информацию, оценивать и, порой, сомневаться.

Для чего нужно критическое мышление

Часто в жизни нам приходится принимать важные решения, итог которых нельзя охарактеризовать просто как плохо или хорошо. Например, какую из предложенных вакансий выбрать. С большей зарплатой сейчас или с перспективой дальнейшего карьерного роста. Какую профессию выбрать старшекласснику, куда пойти на дополнительное обучению специалисту. 

Также нас окружает огромное количество скрытой рекламы. Поэтому очень важной в жизни современного человека является способность подвергать сомнению и проверке все, что нам пытаются внушить.

В жизни детей тоже есть место критическому мышлению. Умение думать самостоятельно и принимать взвешенные решения пригодится даже младшим школьникам. Например, чтобы не попасть под дурное влияние какой-то компании. 

Наш мир нуждается в сильных людях с критическим мышлением.

Ведь отголоски советского прошлого до сих пор проскальзывают в подходе к воспитанию, когда детей хотят загнать в рамки «удобных», послушных, не задающих вопросы, мыслящих критически, а по шаблону.

А ведь по жизни мы будет сталкиваться с разными трудными ситуациями. И умение ставить под сомнение идеи, выдаваемые за факты – это навык успешного человека.

Нужно уметь задавать сложные и неудобные вопросы. Нужно обдумывать и взвешивать свои решения, оценивать их дальнейшее влияние на свою и чужую жизнь.

Умение критически думать и принимать решения появляется не за один год. Поэтому стоит уделить этому внимание уже с ранних лет ребенка.

Развитие критического мышления у детей начинается с создания доверительной среды в семье. Ребенок, который чувствует, что к его мнению действительно прислушиваются, будет больше доверять родителям. С детства привлекайте малыша к обсуждению семейных вопросов, учите не бояться задавать вопросы взрослым людям – в школе, в поликлинике и так далее.

Даже если ребенок допускает ошибки, предложите ему рассмотреть другие варианты, а не просто выдавайте ему готовый ответ.

Иногда можно провести интересный опыт. Вместо прямого ответа на вопрос «почему…?» предложите самому ребенку подумать и ответить на этот вопрос. Из огромного количества вариантов, выберите подходящий вам  ответ. 

Расширяйте кругозор ребенка. Не бойтесь брать его в путешествия, на выставки, в различные «взрослые» организации (почта, банк). Рассказывайте ему, для чего вы туда пришли, что хотите сделать и почему. Не навязывайте свою точку зрения, а просто объясняйте ее.

Задавайте детям правильные вопросы и поощряйте к поиску ответов, но иногда сами помогайте находить им правильные ответы. Почаще ставьте себя на место ребенка. Но не спешите сразу давать ответы на все вопросы.

Ключевой компонент критического мышления – это умение находить несоответствия. Поэтому возможность допускать ошибки – это прекрасная активация мышления ребенка. А если взрослый иногда намеренно допускает ошибки, это дает возможность проверить внимательность у ребенка и внести элемент игры.

Устраивайте дискуссии с коварными вопросами. Например, поднимите тему чистки зубов. Спросите ребенка, нужно ли ежедневно чистить зубы. Зачем, по его мнению, это нужно делать. А что будет, если не чистить зубы регулярно. Таким образом вы придете к верному решению в конце диалога, но ребенок сам выберет правильный ответ, не опираясь на ваше мнение.

Настольные игры для развития критического мышления

Развитию критического мышления у детей могут поспособствовать некоторые настольные игры.

1. «Да-Нетки» – одна из любимых детских игр, которая есть в формате настольных. Суть игры – отгадать ситуацию или слово, задавая вопросы, ответ на которые может быть только «да» или «нет». Благодаря различным вопросам, круг вариантов ответа постепенно сужается. И в итоге можно получить верный ответ, даже если в самом начале игры не было никаких исходных данных.

2. «Контакт», «Шляпа», «Активити» – это игры, где значения слова нужно объяснить завуалированно, вспоминая разные факты об этом слове и придумывая различные формы его описания.

3. «Codenames» – это игра, в которой среди выложенных карточек нужно найти тайных агентов. Карточки можно объединять по определенным признакам и методом исключения выбирать верную карточку.

Основы критического мышления начинают закладываться еще в дошкольном возрасте. Ребенок учится объяснять, почему он согласен или нет с мнением собеседника, учится видеть многообразие жизни и окружающего мира, свободен от условностей.

Отправив ребенка на развивающие курсы для детей родители могут помочь своему чаду развить критическое мышление, которое поможет в дальнейшем стать ребенку успешной, смелой личностью, которая не боится высказывать свое мнение и самостоятельно ищет ответы на поставленные вопросы.

Источник: https://polycent.ru/blog/kak-razvit-kriticheskoe-myishlenie-u-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.